Примерное время чтения: 10 минут
1946

Секреты старого кладбища. Необычный маршрут для туристов открыт в Таганроге

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ на Дону" 05/11/2019

Путешествия в города мёртвых стали одним из популярных туристических направлений последних лет. Экскурсии водят и по московскому Ваганьковскому кладбищу, и по питерскому Смоленскому, но и наше таганрогское кладбище тоже привлекает туристов.

Что там можно увидеть, «АиФ-Ростов» выяснил у директора Туристского информационного центра Таганрога, писателя, крае­веда Игоря Па­щенко.

О паломниках и святых местах

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Игорь, мне кажется, ещё лет десять назад не было такого интереса к путешествиям в города мёртвых?

Игорь Пащенко: Почему же? Был. Но за последние годы в целом вырос интерес к туризму, особенно ко внутреннему. А если говорить о старом кладбище, то в XIX веке оно было довольно популярным местом для прогулок. И есть воспоминания о том, как юные братья Чеховы, Александр и Николай, забирались на ходули, набрасывали на себя простыни и в таком виде подкарауливали в кустах пугливых таганрожцев.

— Кладбище у вас и правда очень необычное. Нет привычных уже для современности вычурных могил, всё очень элегантно. Оно самое старое на юге России?

— Да, старейшее, ведёт свою историю с 1796 года. А закрыли его в начале 70-х, вот и не успели тут могилы «новых русских» появиться. Тут очень много национальных захоронений. Греческие, немецкие, мусульманские. Есть захоронения юнкеров-прапорщиков, жертв большевистского восстания 1918 года, есть участок с могилами советского периода, участки со склепами священников. Гуляя по нашему кладбищу, можно изучать историю города и России в целом. К тому же у нас есть уникальные памятники. К примеру, ангел на склепе грека Филиппа Котопули — Антон Павлович Чехов описал этот монумент в рассказе «Ионыч» как склеп Деметти.

— Кстати, я видела группу паломников у могил христианских святых.

— Да. В этом смысле кладбище уникальное. У нас есть часовня с бывшей могилой святого Павла Таганрогского. Мощи Павла перенесли в Никольскую церковь, а в часовне лежат последователи Павла Таганрогского — Мария Величко, послушник Емельян и другие. На территории самого кладбища покоится Елена Блаженная, крестница Иоанна Кронштадтского.

Есть ещё могилы православных верующих, о которых много говорят — это старец Даниил, сподвижник Павла Таганрогского, старец Стефаний, старица Евдокия, узревшая при жизни Богоматерь, архиепископ Арсений, который обладал даром прозорливости и пятилетний мальчик Борис Парфацкий. Он умер в 1805 году, и про него рассказывают легенды: мол, говорить он начал с рождения и цитатами из Библии, в пять лет знал всё Святое писание, но рано умер и до сих пор на его могилу приходят молиться за здоровье детей, приносят свечки, сладости и игрушки.

«Не был благостным старцем»

— Игорь, лет пять назад в часовне Павла Таганрогского мне показали толстую тетрадку, в которую люди записывали свои истории и благодарили святого Павла за помощь. Большую часть записей сделали беженцы из Украины: одни просили о крыше над головой, другие молили, чтобы ребёнок, переживший обстрелы, перестал заикаться. Эти обращения связаны только с ситуацией того времени или Павел Таганрогский какой-то особенный украинский святой?

Игорь Пащенко
Игорь Пащенко Фото: АиФ-Ростов

— Поток паломников из тех мест идёт до сих пор, потому что Павел Павлович Стожков (такой была фамилия старца Павла) родом из Черниговской губернии, он говорил на малороссийском наречии. Хотя был из состоятельной дворянской семьи, но стремился к простой богоугодной жизни. Уже молодым человеком он получил от отца наследство — земельные угодья и около 300 душ крестьян. Это было приличное состояние, с которым можно было безбедно жить даже за границей. Но Павел Павлович распустил крестьян, а сам отправился в паломничество, десять лет он странствовал и поселился в конце концов в Таганроге. В Тургеневском переулке сохранилась его келья. Поскольку Павел умер в 1879 году, воспоминаний осталось довольно много.

К примеру, известная история о том, что Павел Таганрогский лечил людей с помощью палки — бил по больному месту. Однажды к нему пришёл мужчина, у которого заболела жена. Добирался человек долго, а Павел вышел и ударил его по голове: «Езжай домой, жена тебе уже вареников наварила!» Тот в недоумении сел в бричку, приехал домой, а там и правда жена выздоровела и вареники ждут. Когда Павел ходил по рынку, все знали: если он возьмёт у кого-то еды, значит, у того будет торговля хорошая. А если не возьмёт или палкой побьёт, значит нет. Павел не был благостным старцем, часто был суров, но его уважали.

Детектив про артиста цирка

— Ещё видела на старом кладбище могилу дрессировщика Анатолия Дурова. Знаю, что многие исследователи не верят, что его смерть на охоте случайна. А вы?

— Я тоже в это не верю, потому что Анатолий Анатольевич Дуров (сын «того самого» циркового артиста Дурова) был очень успешным человеком, жил в Италии и даже гражданство итальянское получил. Но в 1925 году его упросили вернуться в Россию. Он вернулся, начал гастролировать и однажды переехал в Таганрог. Купил два дома, два года здесь жил и довольно успешно выступал. Сюда же перевёз свой уникальный цирк — 300 животных, которых он собирал по всему миру. Дуров выстроил вольеры для наземных животных и большой бассейн для морских львов и крокодилов. Звери располагались в здании напротив Таганрогского цирка (сегодня рядом с этим местом установлен памятник Чехову).

Но успех Дурова не давал покоя многим. Во время гастролей в Костроме Анатолий Анатольевич получил корявую стихотворную записку: «Ну, так что ж, пожинай лавры лёгких побед. Только знай, всё ведь это не вечно. Вот сегодня подох у тебя попугай, завтра всё подохнет беспечно». А спустя короткое время на гастролях в Ижевске 19 ноября на охоте он якобы сам в себя случайно выстрелил. Так говорит официальная версия. Но если учесть, что Дуров собирался на гастроли в Америку, а к курку ружья был привязан поводок собаки, история выходит странной. Мне кажется, что его убрали люди из НКВД. Кстати, после смерти Анатолия Дурова его зверинец стал основой Ростовского зоопарка. Артиста кремировали, и многие годы его прах стоял в музее Дурова. И только в последние несколько лет урну перезахоронили на нашем старом кладбище рядом с женой и матерью.

Помогают волонтёры

— В Таганроге и на ростовском армянском кладбище видела вместо классических памятников гранитное дерево с отсечёнными ветвями. Откуда у нас такие необычные мемориалы?

— Это модернистские надгробные памятники начала XX века. У нас на кладбище одиннадцать таких «деревьев». Даже у инспектора таганрогской гимназии Александра Фёдоровича Дьяконова, который якобы послужил прообразом Беликова из чеховского «Человека в футляре», тоже такой памятник. Мемориал из цельной гранитной глыбы не может стоить дёшево, однако ставили его часто люди не самые богатые — протоиерей, учитель. Что их заставляло выбирать именно эти памятники? Точного ответа я пока не нашёл, но слышал, что гранитное дерево с усечёнными ветвями символизирует конечность рода. И ставили его бездетным людям.

— В биографии ещё одного обитателя таганрогского некрополя Александра Лакиера (русский историк, первый классификатор русской геральдики) написано «умер неожиданно в 46 лет». Что значит «неожиданно»?

— Без каких-либо к тому предпосылок. Так же ушёл Нестор Кукольник (русский прозаик, поэт, друг Глинки и Брюллова). Собирались в театр, пили с женой чай, он вышел из-за стола, принёс коробку конфет, сделал глоток чая и упал замертво. Лакиер не болел, ни на что не жаловался. Имел небольшую адвокатскую практику и жил в имении на Золотой косе. Там у него была мельница, выпускали черепицу, кирпич. Крестьяне называли его странным барином — он мог целый день сидеть на дереве с книжкой. Похоронили его тихо, и долгие годы могила считалась утерянной. Лет пять назад её нашел историк, краевед Игорь Павлович Павленко. Он проанализировал документы и понял, что в холме на старом кладбище, что рядом с храмом Всех святых, может быть могила Лакиера. Холм раскопали и обнаружили склеп, а рядом красивое мраморное надгробие, генетическая экспертиза подтвердила предположение.

— Игорь, сегодня старое кладбище в печальном состоянии. Но в 2015 году власти обещали привести территорию в порядок и организовать музей. Что-то делают?

— Абсолютно ничего. Кладбище держится за счёт волонтёров. Местная фирма два раза в год поводит большие субботники и только. В 1985 году говорили о полной реконструкции, но началась перестройка и всё заглохло. А я, признаться, обрадовался. Потому что приехали бы бульдозеры, сровняли бы с землёй «лишнее» и проложили бы по старым могилам красивые аллеи, как бывало в нашей стране не раз. Поэтому, с одной стороны, плохо, что ничего не происходит, а с другой, глядя на все эти реконструкции, подумаешь ненароком: и слава богу, что так.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах