Примерное время чтения: 5 минут
896

Сам себе метрострой. Ростовчанин построил собственное метро

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ на Дону" 19/05/2020

Пока власти Ростова четвёртое десятилетие говорят о строительстве метрополитена, местный житель по имени Сергей перешёл от слов к делу. В свободное от работы время он сделал у себя на стандартном участке площадью шесть соток небольшую железную дорогу с подземным участком. Причём основной целью было отнюдь не развлечение.

Всё по-настоящему

Несколько сцепленных грузовых платформ, на которых стоят вёдра с песком, медленно с грохотом едут мимо построек и деревьев участка, поворачивая на стрелках.

– Перевозка песка тяжеловесным грузовым составом – 300 кг песка. Общий вес поезда около половины тонны. Состав следует от станции Ташкентская-грузовая до разъезда, где у него техническая остановка, – поясняет конструктор, эксплуататор и директор железной дороги Сергей.

Идея сделать её на своём участке пришла к Сергею во время строительства дома. Для его возведения надо таскать песок, щебень и кирпич, которые привозили к участку на автомобилях.

С 2009 года Сергей засел за разработку, причём подошёл основательно: сделал чертежи и техническое обоснование, построил две первые тележки. Оси и рама были металлические, а остальное он сделал из дерева и фанеры. Так в 2010 году появился первый участок придуманной им ВТЖД – Военно-Ташкентской железной дороги. Названа она в честь улицы Ташкентской и соседнего Военведа.

Так детская железная дорога, о которой мечтают в семь лет, появилась у ростовчанина уже в зрелом возрасте, и почти как настоящая.

Хозяйственный поезд с пассажирским вагоном ВТЖД
Хозяйственный поезд с пассажирским вагоном ВТЖД Фото: Из личного архива

В отличие от своей «большой сестры» ширина колеи у неё 500 мм. Кроме того, отличаются габариты и нагрузка на ось.

– У меня используются несколько иные колёса, – рассказывает Сергей. – Связано это с особенностями постройки железной дороги на небольшом участке земли и наличием очень крутых поворотов (очень малых радиусов кривых). А остальное всё такое же: рельсы, шпалы, стрелки, светофоры.

Все светофоры, кроме одного, выполняют декоративную роль. Но один светофор реально подключён и показывает занятость блок-участка. Но в будущем планируется, что светофоры будут выполнять свои непосредственные функции. Особенно актуально осенью и зимой: когда уходишь на работу, ещё темно, а приходишь домой, уже темно.

Состав приводится в движение ногами. Нажимаешь педаль – запускается колесо. Стоимость метра пути, минимум, от 300 рублей без учёта работ. Что касается подвижного состава, то всё индивидуально: обычная тележка выходит не так дорого. А к примеру, пассажирский вагон в районе 70 тысяч рублей обошёлся.

Весь подвижной состав пронумерован и подписан, а станции и платформы имеют свои названия, которые бережно указаны через трафарет. Общая длина путей со всеми тупиками и депо составляет около 250 метров.

Уход под землю

Подземный участок у ВТЖД появился после того, как Сергей решил реконструировать дом. В нём также есть стрелки, а над потолком висят лампы.

– Была необходимость усилить фундамент, провести ремонт трёх подвальных помещений, весьма обветшавших. Также была проведена перекладка старых коммуникаций. Все три с половиной года, что шли работы, строительные грузы, металл и старая кладка перевозились по подземному участку.

После завершения работ по реконструкции метро будет работать исключительно как пассажирская ветка.

А на даче, которая находится на левом берегу, в 2012 году открылась Левобережная железная дорога. Своим появлением она обязана строительству плавательного бассейна. Там за первый год работы железная дорога перевезла 40 тонн грузов. В отличие от ВТЖД эта дорога на зиму закрывается.

Помогает в строительстве железной дороги Сергею его 12-летняя дочь Ксения – фотографирует и делает мелкие работы.

Всего за время эксплуатации было построено 20 единиц подвижного состава (правда, не все они сохранились), 13 стрелочных переводов, 2 накладных съезда, трансбордер, шесть депо.

Особая гордость – пассажирский плацкартный вагон зелёного цвета. Стены внутри обклеены обоями, а на столике у окошка стоит подстаканник. Друзья, которые приходят в гости, всегда с любопытством разглядывают его, стараются проехаться и сфотографироваться. Пассажирам выдаётся билет и запакованный в пакет комплект постельного белья.

У Сергея есть и статистика: всего по двум дорогам, ЛБЖД и ВТЖД, за всё время было перевезено свыше 400 тонн различных грузов, проследовало более 10 000 поездов. Тем не менее, сейчас все перевозки на железной дороге осуществляются на основе мускульной тяги, иными словами, составы тянут или толкают. В планах конструктора – постройка подвижного состава, который мог бы ездить на электротяге.

Кстати, подобных ДЖД (дачных железных дорог) в стране около 20. С большинством авторов ростовчанин находится в контакте, обсуждает общие вопросы. У него технически скромный подвижной состав, а один из коллег уже построил настоящий паровоз, который перевозит грузы и пассажиров.

И, конечно, мы не могли задать напрашивающийся вопрос:

– А как относитесь к планам по постройке в Ростове метро?

– Скептически. Все эти годы шла сплошная болтовня и оболванивание больших масс населения. Мы это все хорошо видим. Может, что-то получится с развитием трамвайной сети, – отвечает метростроевец.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах