Найти и опознать
Спрос на продукты питания, произведённые в экологически чистых условиях, без использования химических добавок и ГМО, растёт с каждым годом. Предложение же пока ограничено. В Ростове-на-Дону сегодня работают не более двух десятков магазинов здорового питания. Для мегаполиса это очень мало.
«Здоровые продукты приходится сегодня буквально выискивать на полках, - заявил на конференции «Экономика ЗОЖ» в аналитическом центре «Эксперт Юг» председатель РРМБОО «Молодые медики Дона» Роман Поликарпов. - Даже в таком аграрном регионе, как Ростовская область, нет предложений на полках магазинов».
Большой потенциальный спрос и ограниченное предложение всегда означают высокую цену. И в самом деле. Потреблять экологически чистые продукты хотят все. Но не все могут это себе позволить. Дорого! Но людей останавливает не только цена: покупатели всё меньше доверяют производителям и не всегда уверены, что дорогой продукт с надписью «эко» действительно натуральный. На прилавках наших магазинов по-прежнему много фальсифицированной еды. Радует то, что с этим наконец-то «стали что-то делать».
Например, с 1 июля начали действовать новые правила реализации молочной продукции. Отныне все натуральные молочные продукты должны иметь надпись: «Продукты без заменителя молочного жира». Это нововведение уже повлияло на поведение и выбор покупателей.
«Продукты с заменителем молочного жира и без него мы теперь маркируем и размещаем на полках отдельно. Как и требует закон. Прошёл всего месяц, но уже заметно, что люди масло, творог и молоко без ЗМЖ покупают охотнее, - поделилась наблюдением продавец одного из сетевых магазинов Ростова-на-Дону Елена Прошкина. - Конечно, выбирают продукты подешевле или по акции, но всё же».
А с 1 января в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право называть свою продукцию «органической» смогут только производители, которые не используют пестициды и антибиотики, пищевые добавки, усилители вкуса и т. п. Они должны пройти обязательную сертификацию и быть включены в специальный государственный реестр.
К сожалению, падение доходов и необходимость экономить на еде может свести на «нет» все попытки людей максимально перейти на здоровое питание. Желание должно совпадать ещё и с возможностями.
Максимально чистые
Органическое земледелие подразумевает использование только органических препаратов. В том числе и в качестве удобрений. Это может быть только навоз животных из проверенных хозяйств, компост, пожнивные остатки и сидериты.
Тоже самое при борьбе с вредителями - травить насекомых ядами нельзя. Семена тоже должны быть без ГМО: их синтетическая и химическая обработка недопустимы. Производителям полуфабрикатов и консервов запрещено применять красители, ароматизаторы, консерванты, загустители и прочие химические добавки.
Выращенный или произведённый продукт должен быть максимально чистым, свежим, полезным и вкусным. Но такой, к сожалению, очень недолго хранится. Всё это тоже делает натуральные мясо, молоко и овощи дороже. Поэтому в сезон на рынке купить помидоры можно за 50 рублей, а органические томаты с фермерского огорода стоят 100-120 рублей.
Дороговизна и недоверие к производителям отпугивают народ. В итоге низкий спрос со стороны массовых покупателей тормозит развитие экопроизводства. Производители экологически чистых продуктов не могут снизить цену и из-за низкого оборота. Получается замкнутый круг.
Горожанину найти экологически чистые продукты по более-менее доступной цене сегодня можно на рынке: у фермеров или частников. Но сами фермеры редко стоят за прилавком, а перекупщик на натуральный продукт выставит цену повыше. Тут уж приходится выбирать - покупать дорогие экопродукты в специализированных магазинах или высматривать «настоящего частника» на рынке.
А может, взять да и купить себе дачу? И самому вырастить экологически чистые огурцы, помидоры или хотя бы картошку. С любовью и без химии.
Кстати
По данным исследовательского холдинга «Ромир»:
- для 62% потребителей широкий ассортимент здоровой еды - важный фактор при выборе магазина;
- 58% россиян готовы приобретать органические продукты питания и платить за них больше;
- 21% граждан России старается хотя бы иногда покупать органику.