Примерное время чтения: 7 минут
234

Прозрачные торги. Что необходимо изменить в законодательстве?

Союз торговых электронных площадок выступил с инициативой, благодаря которой можно было бы «оздоровить» сферу проведения торгов.  Процесс торгов  может стать  более прозрачным и открытым. При этом соблюдался бы принцип  конкуренции, а  законные права и интересы участвующих в них субъектов не были бы ущемлены.

Каждому – своё?

На данный момент, согласно Распоряжению Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, соответствующих требованиям подготовленным Министерством финансов РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ N 656. Вопрос касается работы по госзакупкам,  по Федеральному закону№ 44 ФЗ.  Однако эти же площадки пытаются внедрить в иные сферы конкурентных процедур: торги по залоговому, арестованному имуществу, торги в рамках процедуры банкротства. То есть всего того, что касается работы по Федеральным законам  № 229-ФЗ, № 127- ФЗ, № 223 ФЗ.

Но операторы ЭТП из перечня № 1447-р обеспечивают проведение конкурентных процедур исключительно в сфере государственных закупок, а также закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с 223-ФЗ.  Функционал операторов из перечня не предусматривает отдельные секции реализации конфискованного, арестованного, заложенного и иного имущества. Понятно, что у них нет необходимого чёткого механизма проведения данного вида торгов. И на данный момент, среди восьми аккредитованных федеральных площадок  по факту в той или иной мере размещали торги по арестованному и залоговому имуществу только четыре. Соответственно, остальные  четыре  не обладают функционалом для реализации коммерческих  торгов, а могут проводить  лишь закупки.  Рынок торгов искусственно сужают до четырёх площадок.

В итоге  малое количество (восемь!) операторов ЭТП, включенных в перечень №1447-р, ограничивает конкурентную среду среди операторов ЭТП, что не может благотворно отражаться на экономике страны. Так же, как и заказные торги, проводимые сайтами –однодневками, которые  появляются из-за того, что действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих правила и процедуры выбора электронных торговых площадок при проведении торгов в сфере реализации арестованного и заложенного имущества (в рамках Федерального закона № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").  Помимо этого такие торги противоречат Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Велики риски картельного сговора и иных ограничивающих конкуренцию соглашений между операторами ЭТП, например, соглашение о тарифах комиссионного вознаграждения.

Правила едины для всех

«Мы уверенны, что  разработка и утверждение единых правил  для организаторов и участников электронных торгов является гарантом экономического прогресса и правовой справедливости», - говорит директор СТЭП Ольга Горбатенко. По её словам, в настоящее время законодательство Российской Федерации устанавливает для каждой сферы применения - отдельные требования к электронным площадкам. Единого подхода к системе контроля  и мониторинга их деятельности нет. Для того, чтобы имущественные электронные  торги  проводились эффективно, необходимо прописать в законе обязательные требования к операторам электронных площадок и к функционированию этих площадок. Также оговорить  критерии обеспечения имущественной ответственности операторов электронных площадок.

 

Сокращение количества ЭТП опасно ещё и тем, что это приведёт к потере контроля со стороны государства за денежными потоками при реализации имущества в рамках Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федерального закона "Об исполнительном производстве". И если раньше  денежные средства поступали на счета Управления федерального казначейства, то (если будет принят закон в нынешней, предлагаемой редакции)  денежные средства задатков на участие в торгах от реализации арестованного имущества будут поступать на счета ЭТП, подконтрольных  банкам.  То есть, банки  получат полный контроль  за процессом: с момента выдачи кредитных средств под залог имущества, за процессом  исполнительного производства и реализации указанного имущества, по заниженной, по крайней мере, в 2,5 раза цене.

По мнению  Ольги Васильевны, избежать всех вышеперечисленных проблем и негативных последствий можно было бы, если в перечень правительства №1447-р (за исключением права проведения закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») внести  Саморегулируемую организацию «Союз торговых электронных площадок», либо наделить её  правом проведения электронных торгов в рамках: Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1041 (ред. от 19.06.2021) "О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров”; Федерального закона № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Гарантии и опыт

Напомним, что  в СРО «Союз торговых электронных площадок» входят 13 электронных торгов площадок, имеющих огромный опыт (более 10 лет работы) проведения торгов как в соответствии с 223-ФЗ, так и торгов по арестованному, заложенному имуществу, торгам в сфере банкротства. Операторы ЭТП, входящие в «Союз» проходят строжайший отбор, соответствуют всем требованиям, предъявляемым к Оператором ЭТП в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Кроме этого «Союз» имеет компенсационный фонд, это страхует интересы должника, кредитора и иных лиц, участвующих в процессе реализации имущества, в случае потенциального вреда при проведении конкурентной процедуры одним из состоящих в «Союзе» Оператором ЭТП. Наличие фонда является плюсом СРО и для участников электронных торгов, поскольку гарантирует им, что денежные обязательства по компенсации перед ними будут погашены.

А система саморегулирования деятельности операторов электронных площадок в сфере несостоятельности (банкротства) позволила реализовать принципы конкурентных торгов при продаже имущества должников, обеспечила создание системы электронных торгов, основанной на принципах информационной открытости.

Директор СТЭП Ольга Горбатенко предлагает внести следующие правки в законопроект: «Организатор торгов в целях реализации на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, в электронной форме привлекает оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 241 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.», а также операторы электронных площадок, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом от 26 октября 2002 года № Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)”.

Тогда, в соответствии с законом о конкурентной среде, система из трех независимых друг от друга саморегулируемых организаций операторов электронных площадок (в них входят 48 операторов) благотворно скажется при реализации имущества в рамках Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Пока же позиция СТЭП "Союза торговых электронных площадок", озвученная в обращении Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и ФАС России была неверно истолкована. В пресс-службе Минфина,  на запрос «Интерфакса», ответили, что, хотя обращение и рассмотрят в установленном порядке, но «отбор электронных площадок, в том числе сбор заявлений для включения в перечни площадок, проводился ранее в срок, установленный правительством РФ в июне 2018 года (пункты 2 и 3 постановления 656 ППРФ). В настоящее время срок для подачи заявлений для включения в перечень операторов истёк, Минфин России не осуществляет дополнение перечней операторов».

Общая же риторика экспертов в одной из вышедших на эту тему статей такова: СТЭП рвётся на рынок госзакупок, поскольку он стабилен, финансово привлекателен. И на данный момент количество аккредитованных площадок достаточно для эффективного проведения торгов. Тогда как Ольга Горбатенко достаточно ясно сформулировала пожелания СТЭП: торговые электронные площадки настаивают именно на работе по залоговому, арестованному имуществу (по Федеральным законам  № 229-ФЗ, № 127- ФЗ, № 223 ФЗ).

Реклама

СРО «СТЭП»

Союз Торговых Электронных Площадок

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах