Примерное время чтения: 8 минут
968

Прокатимся с матерком. Что не так с общественным транспортом Ростова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ на Дону» 29/01/2019

Потрясшая город транспортная реформа вроде бы завершилась, однако почему-то не уменьшилось количество жалоб пассажиров. В основном люди выражают недовольство поведением водителей.

Как и кто будет с этим бороться, и получим ли мы когда-нибудь вежливого водителя, аккуратно подъезжающего в специальные карманы и не вступающего в опасные гонки с конкурентами, разбирались «АиФ на Дону».

Вопросы без ответов

Приведём несколько обращений с портала «Благоустройство города», раздел «Некорректное поведение водителя». 6 января: «164-й маршрут по утрам ездит с интервалом 40-60 минут именно в сторону «Меги». В выходные дни они выезжают на работу в 8.30 и позже. С таким интервалом автобус приезжает переполненный до удушения. Водители хамят: «Что хочу, то и де­лаю, машина моя».

Кстати, портал «Благоустройство» создан для того, чтобы оперативно реагировать на поступившие от ростовчан жалобы. Однако без ответа до сих пор (на дату выхода номера) остаются обращения месячной давности. К примеру, № 15341, 26 декабря 2018: «В 9.30 на конечной остановке «Железнодорожный вокзал» водитель автобуса маршрута №3, номер ЕХ562Т хамил всем пассажирам, называл «убогими и стадом».

На портале есть ответы на претензии пассажиров, датированные началом декабря, но решением проблемы эти отписки назвать сложно. Так,  на обращение №15032, где человек рассказывает о постоянно курящем водителе автобуса маршрута №93, главный специалист отдела общественного пассажирского транспорта Дмитрий Тарасов отвечает: «Информация, указанная в Вашем сообщении, направлена в адрес транспортного предприятия, обслуживающего маршрут №93, для рассмотрения и принятия соответствующих мер реагирования». Далее цитируется закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма...» и даётся совет «оставить своё обращение на официальном сайте Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора в разделе «Обращения граждан».

Жалуются люди и в нашу газету.

«Я каждое утро езжу на работу по ул. Большой Садовой, постоянно сталкиваюсь с тем, что водители буквально на всех маршрутах подрезают друг друга на остановках, совершают опасные манёвры, чтобы подъехать первыми и собрать наибольшее количество людей. В минувшую среду, к примеру, они просто-напросто перекрыли центральную улицу города в утренний час пик. Это очень опасно», - рассказывает ростовчанка Анна Касьянова.

Способы борьбы

Так как же бороться с хамством и самоуправством водителей? Существует документ - «Положение об организации перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Ростове-на-Дону. В пункте № 7 сказано: «начинать движение от промежуточного остановочного пункта не позднее чем через 10 секунд после завершения посадки (высадки) пассажиров, если это позволяет дорожная ситуация».

Таким образом, водитель, который стоит на остановке длительное время, очевидно, нарушает это положение. В данном случае имеет смысл напомнить водителю о документе, и в случае отсутствия реакции позвонить в диспетчерскую, телефон которой, как правило, есть в салоне.

Если водитель ведёт себя неадекватно, то постарайтесь взять координаты соседей по автобусу, и после окончания поездки обратитесь с жалобой - групповое заявление по поводу нарушений конкретным водителем скорее будет рассмотрено.

Фото: АиФ/ Наталья Лысенко

Что касается хамства, то Игорь Негодаев, руководитель портала «Ростов-Транспорт» считает, что специально никто и нигде не прописывает: «Хамить нель­зя», это должно быть понятно и по умолчанию: «Терпеть некорректное поведение водителей нельзя. Нужно потратить несколько минут и все-таки отправить жалобу на хамство через интернет-приёмную. Если подобные обращения будут поступать регулярно, то будут и действия со стороны властей».

Ситуации, когда водитель использует нецензурную брань, и вовсе рассматриваются как мелкое хулиганство, за которое виновника ждёт или штраф, или даже административный арест. В данном случае имеет смысл записать происходящее на видео, позаботиться о свидетелях и обратиться с жалобой, как в адрес городской власти, так и в полицию.

Всё идёт по плану

Вместе с тем понятно, что далеко не все пассажиры будут готовы писать заявления и обращаться в полицию. Кроме того, жалобы на хамство и самоуправство водителей звучат многие годы - какие-то меры принимаются, и некоторые особо отличившиеся сотрудники даже теряют работу, однако в целом ситуация не выправляется. Значит, проблема носит системный характер, и только жалобами её не исправишь.

Основной причиной простоев, хамства и нарушений правил водителями общественный деятель, транспортный блогер Артемий Зайцев считает установленный план: «В городах, где с пассажир­ским транспортом нет проблем, план для водителей не установлен. Шофёры получают зарплату и премии за соблюдение графика, а количество выручки их не волнует. При этом строго соблюдается трудовое законодательство, и переработки исключены. У нас же на первом месте - план по выручке. На каждом маршруте есть установленная сумма, которую водитель должен привезти в АТП за смену. Поскольку основная часть пассажиров всё ещё оплачивает проезд наличными, то невозможно проследить, сколько водитель получил. У шофёра оклад маленький. От выполнения плана зависит премия. Водители, которые не привозят установленную сумму, премию не получают. Мне известен случай, когда водитель попал в мелкое ДТП по своей вине. По договору он за свой счёт восстановил разбитое стекло. Но кроме этого с него потребовали сдать план за целый день, а это примерно 13000 рублей, хотя автобус ездил всего полдня, остальное время был на ремонте. Другой автобус, вместо разбитого, водителю в этот день не предоставили».

Кстати, по мнению Артемия Зайцева, наиболее дисциплинированные водители работают на трамваях: обязательно дают билет при оплате наличными. Это связано с тем, что трамвайное предприятие последние годы еле сводило концы с концами, поэтому контроль за выручкой там лучше всего налажен. Выход эксперт видит в введении безналичной оплаты и отмене плана. От водителей надо требовать не выручку, а соблюдение расписания и правил перевозок.

Кроме того, Артемий отмечает уменьшение количества нарушений после сокращения числа маршруток. С появлением автобусов большой вместимости порядка стало всё-таки больше. Ночью в АТП их обслуживают механики, а водитель может отдохнуть. Во многих новых автобусах теперь установлены видеокамеры, что тоже положительно сказывается на качестве обслуживания пассажиров.

Кстати

Аналитики портала Domofond в конце прошлого года предложили россиянам оценить по десятибалльной шкале качество работы общественного транспорта в их городе. Анапа получила 8,3 балла. На втором месте Тюмень - 8,2 балла, третье занял Новомосковск - 8,1 балла. А среди десяти аутсайдеров списка есть три города из Ростовской области: Шахты, Новочеркасск, Батайск.

Между тем в Таллине, в результате транспортной реформы, жители не платят за проезд вот уже шесть лет. В итоге эта ме­ра снизила на 15% транспортную загруженность в центре города,  увеличила количество налогоплательщиков, ведь горожанам необходимо получить постоянную регистрацию. После проведения транспортной реформы население города выросло на 16 тысяч человек. Каждая новая тысяча прописанных даёт городскому бюджету примерно миллион евро в год. Кроме этого, бесплатный проезд дал возможность малообеспеченным жителям активнее участвовать в рынке труда. Теперь 60% расходов на общественный транспорт субсидируют из городского бюджета. 40% покрывают благодаря выросшей стоимости налогов и парковок. Водители стали более вежливыми и ездят аккуратно, поскольку они получают фиксированную высокую зарплату и дорожат своей работой. Пример переняли некоторые немецкие, швед­ские и французские города.

Мнение

Генеральный директор АТП-№3 Вячеслав Караев считает, что одной из причин такого качества услуг является непрофессионализм.

«После транспортной реформы из 113 маршрутов осталось 103. Казалось бы, должно освободиться 50 водителей, однако кадровый дефицит стоит по-прежнему остро. Думаю, что проблема с кадрами  - это одно из последствий общей политики в отрасли пассажирских перевозок. К сожалению, в отрасль на руководящие посты приходят люди, не имеющие ни профессионального образования, ни опыта работы в транспортной сфере. Никого сейчас не интересуют условия работы коллектива автотранспортных предприятий. Директора вынуждены ставить во главу угла план. Отсюда и гонки водителей, и нарушение ими ПДД…», - рассказал Караев

Губернатор Ростовской области Василий Голубев считает, что вопрос транспортного обслуживания должен быть на постоянном контроле у властей.

«Тема развития город­ской транспортной системы по-прежнему должна оставаться на контроле муниципалитета. И речь не только о приобретении нового транспорта, но и о комплексной системе транспортного обслуживания: достаточном количестве автобусов, троллейбусов и остановок, комфорте пассажиров во время поездок», - отметил глава региона.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах