Примерное время чтения: 5 минут
679

Продуктовая независимость. Чем кормит Ростовская область себя и других

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 17/07/2019 Сюжет Главные новости Ростовской области
Арсений Костерин, Екатерина Моргунова / Из личного архива

За донским краем давно закрепилось звание сельскохозяйственного региона. А сельское хозяйство это, в первую  очередь, продукты питания. 

Всё, кроме сахара

Сегодня Ростовская область производит продукцию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. А это свыше двух тысяч наименований продовольственных товаров. Из них более 500 видов европейских стандартов. Исключение - сахар. Свой сахарный завод здесь пока не построили. Хотя намерения были и остаются.

Зато область полностью обеспечивает себя зерном, яйцами и растительным маслом. Неплохо обстоят дела с мясом, птицей, рыбой и овощами. В прошлом году местные поставщики отгрузили в донскую сеть продукцию на восемь миллиардов рублей. В магазины за пределы региона – ещё на 13 млрд рублей. Заключили десять новых контрактов с локальными производителями молочной продукции, снэков, кондитерских изделий, промышленных товаров, с поставщиками свежих фруктов.

В пяти городах Донского края работают 11 фермерских двориков, в которых представлена продукция региональных фермеров. В прошлом году на Дону открыли 50 магазинов, а уже в этом – более 30. В бюджет области за два предыдущих года поступило более 1,3 млрд рублей налогов. В этом году  казна региона уже пополнилась на 228,5 миллиона рублей.

Фото: АиФ-Ростов/ Наталья Лысенко

При этом кормит регион не только себя, но и других. По итогам прошлого года Ростовская область заняла первое место в России по экспорту продукции АПК. Дончане занимают второе место в России по производству рафинированного  растительного масла и третье место по производству нерафинированного.

Зерно и подсолнечное масло поставляют и в мегаполисы, и на север страны. Только в прошлом году экспортировали около 900 тысяч тонн растительного масла на 657 млн долларов США. Помимо зерна и масла донские предприятия экспортируют крупы, хлебцы, муку, патоку, кондитерские изделия и многое другое.

Своё, родное, дорого

Вроде бы, всё отлично. Но когда заходишь в продуктовый супермаркет, так почему-то уже не кажется. В торговых сетях донской столицы в категории «отечественные продукты» рулят Краснодарский край и Ставрополье. Молочная продукция, колбасы, овощные консервы – в основном от соседей. И это в лучшем случае, потому что всё это хотя бы российское.


В наших торговых сетях давно уже большая редкость, например, отечественный чеснок. Его вытеснил китайский. Картошка - из Израиля и Египта. Особенно ранняя. И даже местные яблоки и груши сиротливо ютятся в уголочке, имея вид далеко не товарный. Даже в сезон!

И дело не только в том, что местным производителям сложно войти в сетевые магазины. Зачастую наши продукты неконкурентоспособны из-за высокой цены. А она в свою очередь складывается из дорогих затрат. В животноводстве нужны качественные корма: ферменты, аминокислоты, микроэлементы и витамины. Они на 80% импортные, валюта же нынче дорогая. Корма - это 70% от себестоимости мяса. В растениеводстве, в зависимости от культуры, от 40 до 70% семян тоже зарубежные.

Стоимость горючего для села по-прежнему высокая, несмотря на то, что аграриям оказывают государственную поддержку при его закупке. Ставки по кредитам для АПК тоже заоблачные. В этом секторе ещё очень низкая производительность труда. Плюс низкое развитие перерабатывающих мощностей и модернизации. Всё это не на пользу нашим аграриям, а в итоге – не на пользу цене и качеству производимых продуктов. 

Сделано на Дону

Тем не менее, в Ростовской области есть все составляющие, чтобы   обеспечить себя продуктами питания и не зависеть от импорта.

Кстати
В Ростовской области предприятия-производители сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки принимают активное участие в международных выставках. Донская продукция экспортируется более чем в 50 стран мира.
Сегодня регион большей частью вывозит сырьё, тогда как его лучше перерабатывать. В том же Краснодарском крае доля перерабатывающей промышленности превышает 70%, а на Дону - меньше половины. Есть к чему стремиться. И дончане ставят перед собой задачу увеличить экспорт не только сырьевой, но и готовой переработанной продукции. При этом качественной. Система добровольной сертификации «Сделано на Дону», введённая в Ростовской области в рамках региональной программы повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, помогает потребителям ориентироваться в ассортименте и выбирать, действительно, самое лучшее.

Система обеспечивает проведение добровольной сертификации на всей территории региона. Она открыта для участия в ней юридических и физических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ и осуществляющих выпуск продукции на территории Ростовской области, признающих и выполняющих её правила. Сегодня в системе сертифицировано 44 предприятия-производителя продукции и 11 предприятий, оказывающих услуги общественного питания.

Предприятие, которое имеет такой сертификат, по сути гарантирует, что его продукция самая безопасная и полезная. 

Комментарий

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ Надежда Максимова:

«Пока поддержка отраслей народного хозяйства ведётся избирательно. Со стороны федерального бюджета мы приняли такие законы, которые дают возможность снижать, например, налоговую нагрузку на индивидуальных предпринимателей. По сельскому хозяйству, кстати, возмещение идёт существенное. А на месте уже дело региона решить, кому, в какой сфере предоставлять такие налоговые послабления, чтобы предприятие развивалось. Пусть даже иногда бюджет недополучит, создаются новые рабочие места - НДФЛ увеличивается. А главное, прирастает региональный продукт. Тем самым улучшается и наполняемость бюджета, и ситуация в регионе с точки зрения трудоустройства. Так что имеет смысл это делать».

Губернатор Ростовской области Василий Голубев:

«Продукция донских предприятий, отмеченная знаком «Сделано на Дону», должна появиться в каждом магазине и быть на виду у потребителей. Этот бренд должен вызывать безусловное доверие людей и быть эталоном качества».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах