Примерное время чтения: 9 минут
524

Под домашним «арестом». Инвалиды не могут свободно передвигаться по Ростову

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ на Дону" 10/08/2016
Улицы донской столицы остаются недоступной средой для инвалидов.
Улицы донской столицы остаются недоступной средой для инвалидов. АиФ

Вроде бы существует программа «Доступная среда», цель которой как раз-таки сделать улицы, общественный транспорт, различные учреждения и заведения удобными для каждого. Но реализуется программа медленно, да и многие улучшения сделаны просто для галочки, а на деле никакой пользы не приносят.

О том, как в большом городе живётся колясочникам, мы поговорили с Владимиром Кузько, председателем Ростовской областной общественной организации инвалидов «Икар».

Владимир Кузько
Владимир Кузько:  Идеальным транспортом для колясочников могло бы стать муниципальное такси. Фото: Из личного архива

Воз и ныне там

«АиФ на Дону»: Владимир Панасович, мы с вами уже не раз поднимали проблему надземных и подземных пешеходных переходов. Говорили о том, что, несмотря на наличие специальных подъёмников и швеллеров, для инвалидов они практически недоступны. Ситуация как-то изменилась?

Владимир Кузько: Увы, нет. Складывается ощущение, что это дело вообще с мёртвой точки не сдвинуть. Вот в этом году уже прошло два суда, истцом в которых выступала прокуратура Ростова-на-Дону. Ведомство возбудило дела после многочисленных жалоб инвалидов. Речь шла, во-первых, о подземном переходе на пересечении улицы Большой Садовой и проспекта Ворошиловского. Его сейчас как раз реконструируют, обещали вроде и подъёмники вертикальные сделать для инвалидов, но на самом деле этого нет.

Второй переход, из-за которого подали иск, находится на пересечении улицы Москов­ской с проспектом Будённов­ским. Этот объект недоступен для инвалидов-колясочников, а для остальных людей с ограниченными физическими возможностями он является условно доступным. Например, ступени лестницы неровные, частично разрушены и требуют ремонта, не имеют антискользящего покрытия. Прямо посередине лестницы установлены металлические аппарели, чтобы спускаться по ним на колясках. Но уклон очень крутой, а поручней рядом нет. Объект не оборудован тактильными указателями, нет специальной контрастной разметки для людей с плохим зрением. По итогам заседания чиновники, ответственные за переходы, обязаны в течение 12 месяцев устранить все недочёты. Но вот большой вопрос: будет ли это сделано?

Сколько раз мы уже говорили о двух наземных переходах, которые вроде бы и оборудованы подъёмниками, но совершенно неудобны в использовании. Это мосты на улицах Штахановского и Малиновского. Оба сооружения построены с нарушениями. Чтобы преодолеть мост на таком устройстве, нужно потратить минимум 45 минут. Но это только в том случае, если данный агрегат вообще включится. В движение устройство должен привести оператор. Это очень неудобно, и лучше бы подъёмники были автоматическими, чтобы человек на коляске мог самостоятельно воспользоваться установкой в любое время и не зависел бы ни от кого.

Кстати, вызов специально обученного человека происходит нажатием кнопки, но есть она не на всех объектах. Например, мост на Штахановского по-прежнему звонком так и не оборудовали. Да что говорить: здесь даже подъёмники заварены металлическими коробами. Видимо, кто-то думает, что инвалиды на колясках в этом месте не появляются. Интересно, что в 2013 году прокуратура Ростова судилась с городской дирекцией по строительству объектов транспортной инфраструктуры как раз по этому поводу, и Ленинский районный суд тогда вынес решение: все недочёты устранить. Но воз, как говорится, и ныне там.

Приговорены к заточению

- В последнее время городская администрация радостно рапортует о приобретении низкопольных автобусов. Вроде бы они удобны и для простых граждан, и для инвалидов…

- Дело в том, что наша дорожная инфраструктура не организована должным образом. Ведь прежде чем попасть в автобус, надо по улицам города добраться до остановочного комплекса, а потом ещё и съехать с тротуара, в то время как бордюры у нас зачастую довольно высокие. Да и для водителя автобуса это не очень удобно: он должен выйти из кабины, откинуть швеллер, помочь инвалиду заехать внутрь. Так же и при выходе.

Идеальным транспортом для колясочников могло бы стать муниципальное такси. И до 2013 года у нас оно было. Мэрия, выбирая компании, которые будут заниматься пассажирскими перевозками, ставила условие: каждое АТП должно иметь одну единицу транспорта, приспособленную для инвалидов, - микроавтобус с подъёмником. Человек звонил в центральную диспетчерскую, давал заявку, куда его отвезти и когда. Было очень удобно. Но в конце 2013-го это условие из конкурсных документов убрали. В городском Департаменте транспорта заявили, что занимаются только массовыми пассажир­скими перевозками, а всё остальное не их поле деятельности.

Сейчас такие перевозки осуществляет некоммерческое предприятие «Милосердие». Оно делает это на добровольных началах. Поэтому, когда у водителей нет свободного времени, инвалидам запросто могут отказать в помощи. Да и после 18 часов заявки уже не принимают, как и в выходные дни. А если человек захотел в театр или на концерт? Как ему быть? Получается, что большинство инвалидов просто приговорены к заточению в собственных квартирах.

После проверки состояния переходов в Ростове-на-Дону было принято решение уволить Евгения Пикина, главу муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений. Это ведомство отвечает за подземные переходы в городе.

По данным администрации, главу МСУП уволили после проверки состояния подземных переходов в Первомайском районе города. Основной причиной стал самый новый городской переход, который открыли в прошлом году на проспекте Шолохова. Было обнаружено, что один из двух спецподъёмников для инвалидов не работает. Кроме того, как выяснилось в ходе проверки, неисправен и водооткачивающий насос, в связи с чем во время дождей переход затапливало не раз.

Путь на улицу

Депутаты Государственной думы в первом чтении одобрили законопроект, который позволит устанавливать пандусы для инвалидов, не спрашивая разрешения жильцов.

В документе уточняется: если общее имущество нужно приспособить для нужд инвалидов, то собрание жильцов может не проводиться. Также в законопроекте предлагается разрешить органам власти всех уровней выделять из бюджета средства на создание доступной среды.

Впервые подобный законопроект внесли в Госдуму в 2013 году. Долгое время его не рассматривали, но возникающие то и дело скандалы из-за протестов жильцов ускорили рассмотрение инициативы. Например, собственники квартир заявляли, что пандусы могут мешать парковке машин или просто создавать неудобства для передвижения.оекту, жильцы не смогут воспрепятствовать созданию доступной среды для инвалидов.

Красиво на бумаге

Галина Соколюк, председатель Общественной организации инвалидов «Фе­никс»:

К сожалению, сейчас не все организации стараются сделать свои объекты действительно доступными.
Галина Соколюк: К сожалению, сейчас не все организации стараются сделать свои объекты действительно доступными. Фото: Из личного архива

«Я руковожу нашим объединением уже 24 года. Ещё до создания программы «Доступная среда» мы помогали инвалидам сделать более удобными их дома, оборудовали собственный офис козырьком с пандусом. К сожалению, сейчас не все организации стараются сделать свои объ­екты действительно доступными. Есть и такие, что выполняют это просто для галочки. Приведу два примера. На проспекте Соколова, 72, открылся магазин «Пятёрочка». К нам в организацию пожаловались инвалиды: при входе - одни лишь ступеньки. Руководство супермаркета пообещало нам всё исправить.

И действительно пандус появился. Вот только двери, к которым он ведёт, постоянно на замке и никто их не открывает. Да и звонка нет, чтобы вызвать персонал. Получается, на бумаге всё хорошо, а на деле совсем иная картина.

Хочу сказать, что пандусы, поручни и другие элементы благоустройства нужны не только инвалидам. На самом деле такая среда удобна для пожилых людей, для беременных женщин и мам с колясками, для тех, кто временно потерял трудоспособность и ходит в гипсе, на костылях. А таких людей в одном только Ростове около 240 - 250 тысяч».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах