С 14 по 18 октября 2019 года в Азовском музее-заповеднике прошла международная научная конференция «Азак и мир вокруг него», посвящённая 750-летнему юбилею прародителя Азова, золотоордынского города Азака (Таны).
На конференцию съехались учёные со всего мира. «АиФ-Ростов» в честь этого события предлагает вспомнить некоторые находки. За комментариями к ним мы обратились к заведующему отделом археологии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника Андрею Масловскому.
Следы геноцида
Одна из самых странных находок этого лета - сумка с костью, которую обнаружили сотрудники вневедомственной охраны при объезде города. Сумка просто лежала напротив школы № 11. По внешнему виду содержимого полицейские поняли, что кость мало похожа на человеческую и выглядит «не очень молодой». Решили позвонить в музей. Палеонтологи с чувством приняли находку и выяснили, что это кость шерстистого мамонта. Но как она попала в Азов? Загадка.
Андрей Масловский: - Я работаю здесь уже тридцать лет. И каждый год случаются находки, которые мы можем объяснить только со временем. Иногда спустя год или два, а может и десятки лет понадобятся. Но, наверное, самым запоминающимся для меня было захоронение жертв резни 1370 года на улице Измайлова.
В 2002 году мой коллега шёл по городу к своей тёще, увидел КАМАЗ с землёй, который ехал по центру. Коллега решил, что-то тут не так - ведь копать на территории Азова без разрешения археологов запрещено. Подошёл и увидел экскаваторщика, который в наглую роет котлован, коллега остановил безобразие, вызвал нас. К сожалению, многое экскаватор успел уничтожить, но не всё. Там была землянка (подвал большого купеческого дома), в которой хорошо сохранился деревянный пол. И поверх старых досок были набросаны кости (останки) более 200 человек - это лишь то, что мы смогли обнаружить, потому что часть человеческих костей была уничтожена экскаватором, а часть уходила за пределы раскопа на территорию соседних частных домовладений, где копать было уже невозможно.
Понадобилось время, чтобы раскрыть секрет находки: это был погреб, в который были сброшены останки людей. Причём, не в момент убийства, а спустя несколько месяцев. Главное скопление, где мы насчитали 150 остатков, чистили две недели - постоянно находили новые кости. И это было самое сильное впечатление для меня. Но что это за резня, почему пострадали люди? Она не отмечена письменными источниками прямо, как и большинство событий смуты 1359-1381 гг., но анализ нумизматических и антропологических находок, данных письменных источников указывает, на то, что это захоронения жертв кровавой смены правителей в западной части Золотой Орды, в ходе которой были уничтожены сторонники хана Абдаллы.
Европеоиды из Азии
Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Большинство находок на раскопках Азака связаны с бытом местных жителей: два замочка, посуда, формочки для отливки свинцовых пуговиц, игла из рога оленя для плетения сетей и многое другое. Глядя на эти предметы, хочется представить людей, которые ими пользовались. Как выглядели жители древнего города?
- Они были европеоиды, - отвечает Андрей Масловский. - Наш антрополог приступила к созданию портретов, и на юбилейной выставке они возможно уже будут представлены. В среднем жители Азака были чуть ниже современного человека. Но население Азака было неоднородным. Мы нашли 39 некрополей и когда наш антрополог сопоставляла данные по различным городским кладбищам, на которых хоронили разные этнические и социальные группы, выяснилось, что население достаточно неоднородно по своему облику. К примеру, был участок, где хоронили уличных драчунов - у них было много переломов костей кистей. Где-то жили богачи, где-то бедняки.
Очень разный был и возрастной состав умерших. Тогда народ в целом меньше жил, и не только в Азове, везде. В средние века же не знали, как они хорошо живут без химии и в экологически чистой среде, и от этого незнания умирали в 30-35 лет. Если бы какой-то гуру-вегетарианец туда отправился и объяснил бы им, как хорошо у них всё устроено, они бы его, наверное, послушали бы и прожили бы дольше. Кстати, надо понимать, что мы говорим о средней продолжительности людей достигших половой зрелости, а детская смертность в те времена была запредельно высокой. Поэтому облик среднего горожанина такой. Ему лет 25-30, он, скорее всего европеоид, темноволосый и темноглазый. На каком языке они говорили, сказать трудно».
Свобода веры
- А во что верили?
- Есть масса письменных источников и археологические находок, который указывают на то, что наставление Чингисхана потомкам разрешать людям верить во что они хотят продолжало соблюдаться на протяжении всего 14 века. Главное как говорил Чингисхан - освобождайте священнослужителей от налогов, а они пусть молятся за ваше здоровье. Так оно и было, монгольские нойоны были самыми веротерпимыми во всем мире. И даже после того, как ханы приняли ислам, они следовали этим правилам. Разорвать узы своего великого предка они не могли.
К примеру, нам известно, что Джанибек, который был ревностным мусульманином, был женат на покровительнице православной церкви. Облачение митрополита Алексия было расшито украшениями, которые подарила Алексию Тайдула.
Помимо православных и мусульман тут были католики, армяно-григорианская церковь, буддисты, евреи и язычники. И судя по количеству язычников, вряд ли они особенно прятались. До начала 15 века, когда Азак как город перестал существовать, никто не заставлял людей принимать какую-то веру. Нам известно из письменных источников, что здесь экуменизм - движение пытающееся объединить всех христиан, имело заметные успехи, куда более заметные, чем сегодня. В Азаке русские священники проводили литургии в армянской церкви, и это никому не мешало.
Мостовая из костей
Судя по тому, что поднимают на поверхность археологи, Азак был куда развитие как город по меркам того времени, чем современный Азов по меркам нашего времени. К примеру, в центральной части города общественные туалеты располагались на расстоянии 200-300 м друг от друга. А сейчас их нет совсем. Кстати, в средневековых туалетах находили довольно неожиданные вещи. И если нахождение там аптекарской посуды ещё можно как-то объяснить, то кухонный глиняный горшок вызывает вопросы. Не меньший интерес вызвала и находка мостовой, выложенной из костей овец.
- В Новгороде и Пскове такие дороги есть, но там археологи считают, что это прокладки между двумя слоями древесины. То есть, старая мостовая заросла грязью, они положили слой костей, а сверху доски. Действительно, в тех местах топко и слой костей выступал таким дренажём, вода через него уходила. А у нас древесины точно не было. Обычно такие участки образовывались у боен, мясники, просто выбрасывали кости. Они утрамбовывались в землю, по ней было удобнее ходить. Подобным образом люди в 90-х засыпали жжёным углем ямы на дороге - так что мало что за века изменилось. Недавно мы нашли металлургический комплекс на участке по улице Мирошниченко, 53 и большую магистральную улицу на участке Луначарского, 14.
Металлургическая мастерская интересна по нескольким причинам. Во-первых, это не рядовая находка, а целый производственный комплекс. Комплексы подобного типа мы уже находили, но немного в другой части города. Во вторых он найден в западном городском районе, который был обитаем недолгое время и изучен слабо. Не совсем понятно, что за население там жило, чем занималось. У нас, к сожалению, пока мало информации. Но раскопки идут и рано или поздно мы об этом узнаем.
Не путайте туризм с эмиграцией
- Скажите, а если бы появилась машина времени и вам предложили переселиться из Азова в Азак, вы бы согласились?
- Нет. Удовлетворить научное любопытство, конечно, хотелось бы. Но оказаться там на сколь-нибудь
долгий срок - нет. Потому, что на улицах средневекового города вас бы выворачивало от одного запаха. От костяных мостовых шёл смрад, в центре города работали бойни, кожевенные мастерские, металлургические мастерские. Всё это источает амбре. Общественные туалеты были деревянными строениями, вроде современных деревенских, и очень пахли, особенно после дождя. Везде тучи мух, мышей, бродячих животных. Заболеваний масса, а лекарств нет. И народ умирал не от избытка чувств, а от тяжёлой средневековой жизни, которая даже в развитом Азаке была очень непростой. Так что нет, не хочу. Тут как-то поспокойней.