Примерное время чтения: 4 минуты
251

Не чаю получить на чай я. Осталась ли в Ростове традиция давать чаевые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 21/07/2021

Какую сумму «благодарности» нынче принято оставлять в кафе, такси и класть в ладонь доставщику пиццы или работнику заправки? Могут ли представители сферы обслуживания как-то повлиять на клиента, чтобы получить чаевые? Ведь для многих они составляют ощутимую часть заработка.

Награда расторопным

Понятие «на чай» зародилось в Англии в XVIII веке. В России традиция давать на чай прекрасно прижилась. Чаевые дают не только в ресторане. Любой работающий в сфере услуг старается заработать себе на чай.

«Главное – показать клиенту, что ты максимально заинтересован его проблемами. С нами очень любят поговорить: о состоянии своих волос, здоровье. Рассказывают о семейных неурядицах, делятся проблемами. Моя задача внимательно слушать и поддакивать в нужный момент. Человек хочет выговориться, почему бы не дать ему такую возможность. В итоге такие разговорчивые клиенты, как правило, дают на чай», – делится профессиональными секретами Софья, она работает парикмахером.

По её наблюдениям, мужчины оставляют мастеру дополнительную сумму гораздо охотнее, чем клиентки прекрасного пола. И говорят мужчины с парикмахером тоже гораздо больше, чем женщины. Но, в основном, на нейтральные темы: погода, спорт, обсуждение фильма. В среднем, восемь из десяти человек оставляют чаевые в размере 100-150 рублей, причем независимо от стоимости стрижки.

А вот для работников общепита главное – не умение выслушать посетителя, а способность быстро и аккуратно его обслужить.

«Иногда очень сложно быть вежливой с клиентом, почему-то многие пытаются вести себя по-барски, смотрят на нас как на прислугу. Но мы должны улыбаться в любом случае. Между прочим, такие вот не очень приятные клиенты как раз прилично оставляют на чай, видимо, им доставляют удовольствие щедрые жесты, мол «сдачи не надо», – рассказывает ростовская официантка Алина Петрушина.

По её словам, до сих пор сохранился так называемый негласный стандарт, чаевые составляют примерно 10% от чека. За один заказ официант получает от 50 до 300 рублей. Иногда чаевые составляют чуть ли не большую половину от суммы официального оклада.

Не стало налички

«В последнее время ситуация стала намного хуже. В основном, посетители расплачиваются картой, налички нет, поэтому и на чай не оставляют. В одном из ресторанов, где я работала, прямо на папке со счётом было написано, что есть возможность поблагодарить понравившегося официанта безналом, и был указан номер телефона, куда можно было перевести деньги. Только при этом лично мы ничего не получали, всё контролировал администратор», – вспоминает Нина П., ранее работавшая официанткой в престижном ресторане донской столицы.

Таксистов и официантов объединяет одна хитрость, которую они используют, чтобы получить чаевые.

«Надо сказать, что у меня нет сдачи, долго искать деньги, вздыхать. Тогда клиент теряет терпение, говорит, что сдачи не надо. Особенно, это хорошо работает, если пассажир куда-то спешит. Есть и те, что просят довезти быстрее и, если остаются довольны, накидывают сверху от 50 до 100 рублей», – рассказывает ростовский таксист Илья Б. Ему вторит официантка Алина: «Когда мы несём сдачу, то стараемся дать размен, чтобы у человека было что оставить. Если я тысячу рублей положу, то никто мне её не оставит».

Самые «неудачливые» в плане получения чаевых – сотрудники автозаправок. Они старательно протирают фары автомобиля, вежливо желают «счастливого пути», но всё, на что они могут рассчитывать – это горстка мелочи или просто «спасибо». А с введением безналичной оплаты чаевые вообще почти перестали давать.

Кстати, все опрошенные сотрудники сферы услуг опровергли бытующее мнение, что если на чай не оставить, то обслуживание будет хуже, а официант и вовсе может плюнуть вам в тарелку.

«Никто не будет так рисковать, подобные проделки могут дорого обойтись. Везде сейчас камеры, да и нет такого желания мстить за неоставленные чаевые», – считает официантка Алина.

Кстати

Периодически чаевые оставляют 46% россиян, иногда это делают 25%. А еще 29% считают такую благодарность обслуживающему персоналу совершенно лишней. Согласно исследованию сервиса услуг YouDo.com, чаще всего чаевые достаются курьерам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах