Примерное время чтения: 4 минуты
234

На Дону школьников физике научит цифровой бот

Ростовская область, 29 января - АиФ-Ростов.

Проект «Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга» подготовили на базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета.
Представила проект команда Reflection студентов ИКТИБ ЮФУ. Её наставником выступил доцент Виталий Компаниец.



Разработка вошла в сотню лучших проектов по итогам крупнейшей в России акселерационной программы «Архипелаг 20.35».

Всемирно известного английского физика-теоретика Стивена Хокинга не стало два года назад. После себя он оставил огромное наследие: книги, интервью, фильмы... В том числе написанные специально для детей. В команде Reflection родилась идея создать цифрового двойника учёного - чат-бота, способного отвечать на самые разные вопросы о физике.

«В настоящее время человечество накопило значительные объемы знаний, которые мы должны усваивать в школе, в университете, на протяжении всей жизни, - считает наставник Проектного офиса ИКТИБ ЮФУ Виталий Компаниец. - Меняются образовательные программы, стандарты, учебники, но значимой остается проблема низкой мотивации к учёбе. Особенно к сложным дисциплинам, в том числе к физике. Часто учебный материал дается сухим языком законов, формул и теорем. Гораздо увлекательнее послушать известных популяризаторов науки, способных не только объяснить простыми, но точными словами сложнейшие понятия, но и увлечь школьников своим энтузиазмом».

При разработке проекта команда много внимания уделила формированию базы вопросов и ответов. Значительную часть информации студенты брали в первоисточнике, на языке оригинала. Дело в том, что многие интервью Стивена Хокинга не переведены на русский язык. Параллельно шла работа по созданию алгоритма и программной реализации двойника. 

«Из технологических решений команда вначале выбрала язык программирования python, благодаря наличию в нем подключаемых библиотек по работе с текстом. Однако на этом пути возникли определённые трудности. В частности, заявленный функционал некоторых важных библиотечных функций не работал должным образом. Необходимо было переписывать функции самостоятельно или выбирать иную платформу реализации бота», -  – рассказал Виталий Компаниец.

Времени на разработку было немного и команда приняла решение использовать известную платформу по реализации чат-ботов – DialogFlow, основанную на облачных решениях корпорации Google. 

«Платформа имеет достаточно понятный интерфейс, хорошо документирована и главное – многие процессы, связанные с обработкой естественного языка, выполняются автоматически и на хорошем уровне. При этом, бесплатного функционала платформы нам оказалось достаточно, чтобы создать и протестировать прототип цифрового двойника. Если запускать проект в эксплуатацию, то надо будет подбирать платный тариф», – пряснил наставник проекта.

В команду разработчиков вошли и студенты ИКТИБ ЮФУ: Ани Амирян, Денис Дмитриев, Даниил Доценко, Кэтрин Хазангве, Александр Ксенофонтов, Карен Григорян и капитан Екатерина Звонова.

«Этот проект – наш шанс показать себя, помочь школьникам легче усвоить сложный материал, дать им понять, что наука – это увлекательно,
- сказал –  Компаниец. - Проект будет развиваться и дальше благодаря ценным советам экспертов программы «Архипелаг 20.35» и разработанному на занятиях московского акселератора Phoenix Education плану коммерциализации продукта. В первую очередь, нужны инвестиции для работ по расширению базы знаний цифрового двойника, добавлению игровых элементов и механик. Далее в планах реализация алгоритмов более глубокого анализа диалогов, например, чтобы бот не только «понимал» вопросы школьника, но и формировал представление о его словарном запасе в области физики, учитывая частоту и корректность совместного использования основных терминов и понятий. Чтобы наш Стивен не только увлеченно рассказывал о физике, но и «слышал» ученика, как это делает настоящий учитель».
Организаторами программы «Архипелаг 20.35» выступили «Университет 20.35», Платформа НТИ, Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям и Фонд «Сколково». 

Фото: ЮФУ
Фото: ЮФУ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах