Примерное время чтения: 9 минут
732

Мы не учим детей жить. Как защитить ребёнка, и нужно ли защищаться от него

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ на Дону" 01/06/2021
Дети – это те же взрослые, только с другим масштабом понятий и опыта.
Дети – это те же взрослые, только с другим масштабом понятий и опыта. / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

Среди родителей подростков бытует такое название главного детского праздника – день защиты от детей. Нежный некогда комочек, порой, превращается в настоящее чудовище. Как с ним жить, что мы, взрослые, делаем не так и, главное, как всё исправить?

Эти вопросы больше всего волнуют родителей, чьи дети в переходном возрасте и юношестве, как правило, неожиданно для мам и пап попали в сложные ситуации. Разбираемся вместе с психотерапевтом, заместителем главного врача по детско-подростковой наркологии областного наркологического диспансера Еленой Соловьёвой.

Чему учат в школе

Ульяна Алфеева, «АиФ-Ростов»​: Елена Викторовна, последние недели страну трясёт: в Казани расстреляли детей, в Таганроге мальчик на камеру обматерил учительницу, в Прикамье девятиклассник напал с ножом на педагога. Все эти пугающие случаи связаны со школой. Почему она перестала быть безопасным местом? Что происходит с нашими детьми?

Елена Соловьёва: Нельзя сказать, что все эти случаи связаны со школой. Это преступления, участниками которых стали дети школьного возраста и взрослые, проводящие с ними большую часть времени. В семьях гораздо чаще происходят преступления, причём, ежедневно, но при этом мы же не утверждаем, что семья – это небезопасное место. С нашими детьми происходит то же, что и с нами, только в более ярких масштабах и значимости.

Мы учим детей химии, физике, математике, языкам. Это всё может пригодиться лишь тогда, когда ребёнок умеет жить. Именно в семье и школе человека учат нравственному выбору. Например, проиграть, но не мошенничать. Не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. В семье и школе с маленьким человеком должны обращаться мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнём даёт стали высокое качество. И самое главное, нужно учить верить в себя, потому что только тогда можно верить во всё человечество.

Досье
Елена Викторовна Соловьёва родилась в г. Цимлянске Ростовской области, мама была заслуженным врачом Дона, папа – инженером. Окончила Ростовский государственный медицинский университет. Работает психотерапевтом.

– Всегда после громких инцидентов с детьми в соцсетях винят родителей: недосмотрели, не воспитали. В чём наши ошибки? Как правильно растить ребёнка, чтобы он не стал героем новостей?

– В первую очередь, родители и школа не учат трудиться. За ребёнка мы всё делаем дома, в школе убирать не просим, есть уборщица. Многие веник в руках держать не умеют. Взрослым стоит задуматься, как дальше будут жить эти дети? Вторая ошибка – излишняя самонадеянность: родители уверены, что они хорошо знают своего ребёнка, это не всегда так.

Следующий промах: родители воспринимают своё дитя как недоразвитое и примитивное. Ребёнок – это тот же взрослый, только с другим масштабом понятий и опыта, другими влечениями, другими чувствами.

Есть общечеловеческие ценности, которыми нынешние родители совершенно напрасно пренебрегают. Именно они во все времена помогали растить нравственного человека: знание своих корней, своей семьи, своего края, своей родины. Та же вера в Бога сегодня очень нужна, ведь безверие порождает непослушание. Есть много ошибок, и в то же время есть много возможностей их исправить при помощи терпения и постоянства.

Гаджеты и насилие

– Часто во всех бедах подростков винят гаджеты. Родители жалуются, что у детей их сложно отобрать. Некоторые эксперты говорят, что отнимать телефоны и планшеты и вовсе не нужно. Мол, это такое поколение, для них жить в Интернете – норма. Кто прав?

– Гаджеты, конечно, прогресс. Очень удобно, когда под рукой есть небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни. Задача родителей – научить ими правильно пользоваться. Не многие в курсе, но существуют чёткие инструкции, режим дозированного использования. Мы же не пользуемся рентген-установкой для того, чтобы просто рассмотреть свои внутренние органы, проще говоря, для развлечения? Мы применяем это достижение науки и техники тогда, когда в нём есть необходимость. Здесь похожая история. Разница только в том, что время, отведённое на гаджеты, совершенно перестало дозироваться. И в этом вина, прежде всего, мам и пап, которые сами часто живут в смартфоне. Ребёнок не представляет себе родителей без гаджетов и воспринимает это как норму жизни. Какие в таком случае мы можем предъявлять требования к ребёнку? Мы сами тратим жизнь на пустые разговоры, игры и безделье. Дети просто нас копируют.

– Ещё один острый момент – преступления сексуального характера. В Ростове 15-летний школьник специально поджидал на детской площадке жертву и итоге совершил развратные действия. Такие случаи перестали быть редкостью. В чём причина? И как можно защитить ребёнка от подобных ситуаций?

– Здесь стоит вести речь, скорее, о склонности к насилию. Это широкое понятие. Видов насилия существует более 200. Сексуальное – только одно из них. Жертвой насильника может стать любой человек. Тем не менее, есть категория людей, которые чаще других сталкиваются с насилием в свой адрес. Количество преступлений против половой неприкосновенности детей неуклонно растёт. Согласно статистике генпрокуратуры РФ, в прошлом году зарегистрировано 14,8 тысячи таких преступлений. Скорее всего, статистика даже вполовину не отражает ситуации с сексуальным насилием над детьми, потому что родители пострадавших умалчивают о том, что произошло, а дети боятся рассказывать об этом родителям. В моей практике были случаи, когда девушку воспитывали в духе безоговорочного подчинения взрослым. Эту покорность в итоге она демонстрирует везде. Насильник прикрикнул, велел ей не кричать – она молчала. А ведь если бы закричала, скорее всего, он сам бы убежал. У другой девочки была установка, переданная ей родителями, что если с ней что-то случилось, она сама в этом виновата. Не надо было туда идти, не надо было так одеваться, не надо было глазки строить. Можно ещё много рассказать совершенно диких случаев. Объединяет их всё то, что из-за неправильного поведения родителей роль жертвы уже тесно слилась с личностью. Ведь насилие – это не только изнасилование. Если бьют, оскорбляют, унижают – это насилие. Не надо молчать, не надо винить себя, надо бороться, в том числе обращаться в правоохранительные органы. А родителям не надо от детей прятаться и защищаться. Нужно их научить защищать себя.

– Елена Викторовна, вы не только психотерапевт, но и мама, уже даже бабушка. Вам самой удалось воплотить в жизнь те принципы, о которых мы говорим?

– Я не могу назвать себя идеальным родителем, но я старалась воспитывать детей людьми, в первую очередь, хорошими, порядочными. Мы с мужем познакомились в мединституте, я училась на втором курсе, он – на четвёртом. Первого ребёнка родили, ещё не окончив вуз. Досталось ей от нас! Дочка ходила с нами на пары, вместе с ней мы дежурили, по очереди брали на лекции. Неудивительно, что она тоже стала врачом. Сын родился, когда мы уже окончили институт и даже отработали несколько лет в деревне. Ему было немного легче, но и его выбор тоже пал на медицину. Так что у нас династия.

У нашего младшего внука, ему шесть лет, тяжёлое заболевание – лейкоз. Но это не повод его отключать от жизни. Болезнь внука воспитывает нас всех. Мы учимся справляться с трудностями, делать выбор и отвечать за него. Я стараюсь видеть во всём плюсы. Бог нам дал много трудностей, но это замечательная жизнь – наполненная, интересная. Пока разговаривала с вами, ещё раз всё это прожила и даже увидела зоны своего развития. Есть, куда идти, к чему стремиться. Спасибо!

Как родители могут защитить ребёнка

Ему нужно знать несколько важных правил:

1. Убегай от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в ближайшее безопасное место. (Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребёнок каждый день.)

2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности.

3. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которая держится втайне, или спрятанный подарок – это безопасные секреты, они не заставляют ребёнка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет тебе.

4. Вместе со своим ребёнком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых.

5. Разрешите своему ребёнку говорить слово «нет». Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это на­кажут.

6. Поясните ребёнку, что его тело принадлежит только ему, я разрешаю тебе и помогаю заботиться о нём. Расскажите ребёнку о нормальных и ненормальных прикосновениях.

7. Убедите ребёнка, что всякий раз, когда у него возникают проблемы, неважно, пугают ли они его или заставляют стыдиться, вы выслушаете его, поверите и поможете. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах