В последнее время водители городского транспорта всё чаще становятся виновниками трагедий с пассажирами. В Шахтах маршрутка протащила по асфальту женщину-инвалида. В Ростове девочка выпала из автобуса, получив смертельные травмы. В Волгодонске пожилой шофёр дачного автобуса наехал на пешехода.
Почему ездить в общественном транспорте становится всё опасней? Проверяют ли водителей перед рейсом? Как действовать пострадавшим? Выяснял rostov.aif.ru.
Шофёр на один рейс
Конечная остановка дачного транспорта «Посёлок Шлюзы» в Волгодонске. В простонародье «Пятый». Мужчина по зебре переходит дорогу и... попадает под автобус.
«Мы „скорую“ вызвали. Пока её ждали, перенесли бедолагу на обочину. Он встать не мог, так и лежал там. Потом представитель компании приехал и, как мы поняли, уговорил того мужика не ехать в больницу — на месте всё уладили», — рассказывает дачница Клавдия Петрова.
По словам очевидцев, водитель потом ещё какое-то время работал на том же маршруте. Шофёр уже довольно пожилой.
А вот в Ростове всё закончилось трагедией: 10-летняя школьница выпала из автобуса, ударилась головой и через две недели умерла в больнице. Случай произошёл в районе Центрального рынка: 68-летний водитель высадил пассажиров и, решив, что в салоне никого нет, тронулся. Девочка попыталась спрыгнуть на ходу. Ребёнка на «скорой» увезли в реанимацию, но спасти не смогли.«Водителей не хватает, вот и упрашивают пенсионеров поработать ещё. Ставят их на простые маршруты, вроде этого, дачного. Там особого движения-то нет», — поделилась Татьяна К., работавшая кондуктором на одном из маршрутов.
Но дело не только в возрасте. На днях в городе Шахты водитель маршрута № 18 на конечной остановке маршрута «Центр — ш/у Мирное» по неосторожности зажал в дверях женщину и протащил её по дороге. Женщина до мяса стесала кожу на ногах, у неё сильный эмоциональный шок. По словам свидетелей, когда шофёр увидел, что произошло, просто оставил пассажирку лежать на дороге и уехал. «Скорую» пострадавшей вызвали очевидцы. Они же позвонили её родственникам — сыну и матери.
«У моей дочери диагноз ДЦП и инвалидность II группы. Она дееспособная, живёт как обычный человек, у неё только дефект речи», — рассказала мать пострадавшей.
Женщина обратилась в полицию. По этому случаю, как и по трагедии в Ростове и многим другим подобным ЧП, СУ СК России по РО возбудил уголовное дело.
Билет — это документ
С начала года на Дону произошло около ста аварий с участием общественного транспорта. При этом среди признанных виновными в ДТП больше всего водителей со стажем от 30 лет — 24,9%. Что касается возраста, здесь в лидерах те, кому 30-40 лет — 25,8%. Возрастные водители от 60 до 70 лет совершают 9,2% аварий.
Чаще всего автобусники нарушают правила маневрирования. Из-за резкого торможения пассажиры падают и получают травмы. На первом месте ушибы мягких тканей и сотрясения головного мозга. Далее идут переломы кистей рук, лодыжек, рёбер и костей носа.
«Падение в автобусе — это не ДТП. Но по закону пассажиры общественного транспорта считаются застрахованными и имеют право на выплаты в случае причинения вреда их здоровью, жизни и имуществу. Главное — сохранить билет на проезд», — говорит сотрудник страховой компании Ирина Басок.
Кстати, большинство пассажиров не берут билет в автобусе, а зря — это наш страховой документ. Сами водители тоже жалуются, что работать стало сложнее.
«У нас очень низкая культура вождения. Нас часто подрезают, отсюда и резкое торможение. Частники занимают остановки, приходится и нам невольно нарушать ПДД. Людей же мы обязаны высадить и посадить, — признаётся водитель автобуса Дмитрий Б. — Поверьте, мы тоже хотим, чтобы наш пассажир доехал до места живым, здоровым и остался довольным».
Гонка за рубликом
Главная проблема всех перевозчиков — катастрофическая нехватка водителей. И число увольнений растёт: шофёры бросают баранку и уходят в курьеры и упаковщики — там больше платят. На Дону нет ни одной транспортной компании, где был бы полностью укомплектован штат. Даже в образцовой ростовской муниципальной укомплектованность водителями около 55%. А выпуск машин на маршруты в день 85%.
Это общая беда не только Ростовской области — страны. Отсюда переработки. Хотя по приказу минтранса РФ о режиме труда и отдыха водителей после управления автобусом в течение 3,5 часа шофёр должен отдыхать минимум полчаса. А находиться в пути не больше девяти часов в сутки.
«Работа это тяжёлая и физически, и эмоционально. Те деньги, что сегодня платят водителю автобуса, он может заработать в „Магните“ или каком-то логистическом центре. И без нервотрёпки. У меня 37% состава — люди пенсионного возраста. А что завтра будет? Молодёжь в эту сферу не идёт. Я бы с удовольствием повысил зарплату вдвое, но рентабельность не позволяет», — говорит генеральный директор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян.Оставшимся водителям, чтобы заработать, приходится работать сверхурочно. Ещё один способ заработать за смену больше денег — обогнать конкурента. Такие гонки приводят к авариям. В Ростове в ДТП попали автобусы №№ 71 и 67. Оба обслуживают Левенцовский мкр. Один водитель решил обогнать конкурента, но тот дорогу не уступил. В итоге машины столкнулись. От сильного удара у них выбило стёкла. Гонщикам пришлось высаживать людей и выяснять отношения уже с помощью ГИБДД. А пассажирам идти пешком до следующей остановки и ждать другой транспорт.
По статистике в 80% случаев причина ДТП — человеческий фактор, а не техническое состояние автотранспорта. Мы все участники дорожного движения. И от нашего поведения многое зависит. Взаимная вежливость и уважение на дороге могут спасти чьи-то здоровье и жизнь. Наши тоже.