Спустя сто лет после успеха одного из пионеров российского кино, ростовчанина Александра Ханжонкова, снимавшего первые коммерчески успешные фильмы ещё до революции, на дону вновь попытались возродить масштабное кинопроизводство. Но что-то пошло не так.
Почему столь многообещающий проект как создание кинокластера с треском провалился?
Маяк и казаки
Идея активно развивать на Дону кинобизнес вновь возникла примерно пять лет назад. Тогда же в донской столице начали проводить международный кинофестиваль Bridge of Arts, на который приезжали ведущие деятели киноиндустрии. От одного из них, продюсера Сергея Багирова, прозвучало предложение о немалых инвестициях (десятки миллионов), которые можно было бы вложить в создание местного кинокластера. Эта инициатива пришлась по душе многим, в том числе и региональным властям. Областная администрация выделила для этих целей 20 га земли в Аксайском районе и посулила всячески содействовать развитию кинобизнеса. Так появился кинокластер «Дон». Его генеральный директор Николай Бузовкин рассказал в интервью (2018 год) «АиФ на Дону», что уже выбраны места для размещения локаций: Таганрог, Старочеркасская и Азов. На последний город, кстати, возлагали огромные надежды. Здесь примерно на 100 гектарах должна была разместиться основная площадка кинокластера. В 2019 году собирались выстроить декорации, воссоздающие улочки известных европейских городов. Планировалось, что будет много капитальных строений, а для туристов заработают отели, рестораны и торговые центры.
Надо понимать, что кинокластер изначально задумывался не для того, чтобы самостоятельно вести съемки, а чтобы предоставлять телевизионным каналам, кинокомпаниям и режиссёрам свои площадки с существующими декорациями и персонал. Также специалисты могли выстроить для заказчика дополнительные декорации и обеспечить необходимым реквизитом. Кстати, к реквизиту относились и животные, которые находились в Старочеркасской. На площадке с лошадьми несколько месяцев работал Евгений Богородский, ведущий каскадёр СССР и России по конным трюкам в кино. Дрессировал коней, например, они перестали бояться выстрелов и научились падать, якобы подкошенные пулей.
В станице Старочеркасской, между тем, выстроили внутри периметра крепости Святой Анны декорации к фильму об атамане Платове: дома богатых казаков, крытые железом, курени с соломенными крышами, храм, немецкую слободку. Тут же планировали возводить макет крепостных стен Измаила. Привезли раритетные автомобили, над восстановлением которых началась работа. А в селе Мержаново (Неклиновский район) на живописном берегу залива появился маяк и пара рыбацких хижин. На уже созданные локации потянулись любопытные, тем более, что денег за вход на территорию площадки не взымали.
Макет основных локаций, предложенный основателями кинокластера «Дон», даже продемонстрировали на Петербургском экономическом форуме-2017. Чуть позже уже на сочинском инвестиционном форуме губернатор донского края Василий Голубев и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов торжественно поставили свои подписи в соглашении о сотрудничестве.
Локации со временем должны были стать привлекательными для туристов объектами, кроме того, по предварительным расчётам, около 1000 человек должны были работать под Азовом, и ещё 50 рабочих мест кинокластер позволил бы создать в Мержаново и Старочеркасске.
Растаяли грёзы
И, вроде бы, заработала донская фабрика грёз: в 2017 году сняли сериалы «Смотритель маяка» и «Соседи». Но… на этом славная история организации по производству кино закончилась. Начались проблемы. Запланированные декорации крепости Измаил так и остались на бумаге, площадка под Старочеркасском оказалась никому не нужной и брошенной, её символом стал неоконченный макет храма в полную величину.
Маяк в Мержаново хоть и стал меккой для туристов, но лишился хозяина и потому начал разваливаться. Кроме того, вокруг него стали появляться стихийные свалки.Генеральный директор кинокластера «Дон» Николай Бузовкин ещё какое-то время бодрился и пояснял, что декорации из Старочеркасска перенесут в Кумженскую рощу: там есть условия для их содержания. Киношники какое-то время пытались использовать дизельные генераторы, привозную воду, но их терпения хватило ненадолго, да и финансово стало тяжело. Не понятно было, где же брать деньги на дальнейшее развитие. Десятки обещанных кинопроектов так и не пришли на Дон.
Планировалось, что к местам размещения локации власти региона подведут дороги, водоснабжение и электричество. Но к площадке под Старочеркасском подходил лишь узкий, отсыпанный тырсой проезд.
А в 2018 году президент ростовского кинофестиваля Bridge of Arts Олег Тактаров в интервью «Спорт-экспресс» рассказал, что фестиваль на Дону больше проводиться не будет, поскольку нет финансирования.
«Нам должны были деньги выделить, но потом неожиданно финансирование закончилось. Ростовская область говорит: делай, мы поможем. Мы сделали, и сейчас я в долгах на 26 миллионов», – сокрушался Тактаров.
Новая надежда?
Актёр, директор многих проектов в кинопроизводстве, локейшн-менеджер (поиск и подготовка мест для съёмки фильма или телепередачи) Сергей Голюдов считает, что производство кино будет развиваться хорошо лишь там, где киностудии работали с советских времён. В Ростове же их никогда не было, лишь студия документального фильма, которую уничтожили. «Я поддерживал идею создания кинокластера, но надо понимать, что мы должны делать всё с нуля, поэтому нужны большие деньги и серьёзный административный ресурс. Но у нас в области что-то пошло не так, кто-то с кем-то не смог договориться, не хватило денег, не пришли интересные проекты. Но другие регионы, в которых изначально не было киностудий, пошли другим путём, воспользовавшись программой рибейтов (налоговых возвратов) с кинопроизводства. Тем самым они стали зоной экономического благоприятствования для кинопроизводства. Люди, которые бы вели съёмки у нас в регионе, получали бы возврат денежных средств до 25%, официально задекларированных и потраченных в Ростовской области», – рассказывает актёр.
В программу рибейтов входят 10 регионов: Московская, Ростовская, Новгородская, Самарская, Ульяновская, Калининградская и Иркутская области, а также Санкт-Петербург, Краснодарский край и Карелия. На этих территориях созданы льготные условия для производства кинокартин. Перечисленные регионы могут вернуть часть затрат кинопроизводителям.
Правительство каждого субъекта самостоятельно должно решить, какой процент и общая сумма идёт под рибейты. По словам Сергея Голюдова, успешнее всего программа работает в Ульяновске, на Дальнем Востоке и в Калининграде.
«Кстати, на данный момент на Дону идут съёмки двух проектов. Киношникам наш регион нравится: здесь замечательные натурные истории, интересные локации. В столице сейчас невозможно снимать, город постоянно стоит в пробках, и, чтобы добраться из одного конца в другой, тратится масса времени. А у нас всё в пределах 30 мин. И главное – всё намного дешевле, чем в Москве, и проживание, и специалисты. В нашем регионе выгодно снимать. Но чтобы эти процессы шли на постоянной основе, нужно вложить деньги в развитие инфраструктуры: транспорт, свет, камеры, оборудованные склады, кинопавильоны. Не факт, что это окупится, продюсеры, например, могут передумать сюда ехать», – рассказывает Голюдов.
Комментарий эксперта
Директор ростовской экскурсионной компании, один из организаторов Bridge of Arts Алексей Павловский:
– Мы постарались обратить внимание влиятельных людей из киносообщества на особенности нашего региона, которые дают возможность снимать в Ростовской области кинофильмы. У нас для этого есть почти всё: живописная природа и историческая застройка. Немаловажен и тот факт, что в регионе есть замечательные театры, а соответственно, профессиональные актёры, которых можно было бы задействовать в съёмках. А из местного филиала ВГИКа выходят квалифицированные кадры: осветители, операторы и другие технические специалисты киноиндустрии. В Ростове начали проводить ежегодный международный фестиваль мотивационного кино и спорта Bridge of Arts. Это дало импульс и привлекло известных продюсеров и режиссёров, которые захотели проводить съемки в донском крае. И с 2015 года на территории региона активно стали снимать полнометражные фильмы самые известные мэтры российского кино. Однако этот процесс мог бы быть более упорядоченным и активным, если бы заработал кинокластер. Но для бесперебойного функционирования киноиндустрии нужна развитая инфраструктура. К выбранным местам локаций должны были подвести инженерные коммуникации (воду, свет, может быть, и газ) и дороги. При этом параллельно улучшилось бы качество жизни людей в окрестных посёлках. Всё это обещали киношникам областные власти. Курировать процесс и помогать кинокластеру динамично развиваться должен был заместитель донского губернатора Юрий Молодченко. Киношники свои договорённости выполнили: под станицей Старочеркасской появились казачья деревня и немецкая слобода. Здесь собирались снимать биографический сериал об атамане Платове. Но дороги и инженерные сети так и остались в дорожных картах, а не на местности. Юрий Молодченко внезапно покинул свой пост, и идея создания кинокластера как-то померкла, а потом и вовсе растаяла. Проект свернули. Создание кинокластера дало бы дополнительные рабочие места. Повысило бы престиж Ростовской области, привлекло большой поток туристов, желающих посмотреть интересные локации. Но не сложилось.