Чалтырь давно называют кулинарной Меккой Ростовской области. И он кормил приезжих не только пирожками и шашлыком, но и овощами-фруктами. Причём кормил прямо с трассы. И вдруг продавцы с вёдрами домашней клубники и черешни исчезли.
Чтобы узнать, куда и почему, корреспондент «АиФ на Дону» поехал в Чалтырь.
Репутация села
До начала 1990-х Чалтырь был обычным селом. Да, армянским, да, с традициями. Но никто не говорил о нём как о кулинарном центре донского края. Но когда страна упала в рыночную экономику, предприимчивые армяне придумали зарабатывать на том, что им сам Бог велел.
Поскольку через Чалтырь шла трасса на Украину, то однажды один славный армянин придумал поставить мангал и пригласил усталых путников на шашлык.
Дело подхватили соседи - тоже жарили мясо, пекли традиционные пирожки с лебедой и хлеб, делали сыр и вино. Вот так всё само собой и случилось.
Потом трассу перенесли, но репутация «шашлычного села» у Чалтыря осталась, и сюда едут поесть, и купить домой вкусненького.
Кто накормит гостей?
Сегодня, если пройти вдоль бывшей федеральной трассы, ещё можно увидеть редкие приметы прошлого: железный ларёк с нарисованным шампуром, беседки, лавочки, навесы, где раньше дальнобойщики ели, банкетные залы и обшитые сайдингом кафетерии.
Появляются и новые заведения - европейские и фешенебельные, которых в селе по определению быть не может. Если это, конечно, не Чалтырь.
К примеру, кондитерская «Георгиевская». В английском интерьере прекрасно уживаются модные пирожные с пирожками и чалтырским пирогом «Вишнёвый сад» - дань уважения Чехову, который тут бывал, едал и даже влюблялся.
Пекут вишнёвые и другие пироги местные мастерицы. Продукты по большей части тоже свои. Вот, к примеру, вишня. Её в этом году уродилось небывалое количество. Как, впрочем, и алычи, и абрикосов, и черешни.
«И всё это теперь пропадает. Раньше можно было встать с ведёрком той же груши у дороги и продать. А с того года вышел закон, который торговать нам, как мы привыкли, запрещает, - пожаловалась местная жительница Альбина. - Везти урожай можно только на рынок. Но это бензин, справки, оплата места. И что я выручу после этого, если домашние груши дороже 50-70 рублей стоить не могут? Даже если перекупщикам отдам, опять получу копейки. А у перекупщиков мои груши вы уже увидите по 120 рублей. Нет смысла заморачиваться, пусть гниют».
Налог на петрушку
Альбина не сгущает краски. До 2017 года любая бабушка могла выйти с мешком выращенной редиски или картошки и продать его на углу у своего дома. Поэтому вдоль федеральных трасс можно было купить всё - от яиц до лука. Два года назад вышел закон «О запрете на уличную торговлю», а с 2019 года в него внесли поправки.
И теперь, чтобы продать ведро яблок, каждая бабушка должна если не зарегистрировать себя как продавца (предпринимателя и платить налоги), то получить справку, подтверждающую, что она не планирует кормить своей петрушкой всю страну. Поскольку любая справка - дело утомительное, бабушкам легче отказаться от торговли.
«На ведре яблок не озолотишься, - говорит местная жительница Татьяна. - Я девочкой ещё таскала на нашу трассу вёдра с персиками. Стояла с ними больше «из интереса к искусству», и другие дети так же. Машины к нам ехали со всего бывшего СССР. Везли новости, истории, жить в то время было очень интересно.
У каждого ларёчка в Чалтыре появлялась своя клиентура. Многие дружили годами. И интересно, что это было время честной конкуренции, каждый старался приготовить еду так, чтобы она была лучше, чем у соседа. Самые-самые талантливые кулинары работают до сих пор. А остальные ушли в прошлое, как и бабушки с вёдрами, и девочки с персиками. И многие-многие другие...»