9 сентября 2018 года приморский Таганрог отметит 320-летие со дня основания. Накануне этого праздника городские власти организовали конкурс по выбору эмблемы грядущего юбилея.
В мае специальная комиссия утвердила победителя, и праздничный логотип начали печатать на баннерах и иной продукции, приуроченной к круглой дате. После чего грянул скандал – некоторым дизайнером эмблема к 320-летию Таганрога очень напомнила аналогичный рисунок, созданный к 300-летию Екатеринбурга.
Можно ли говорить о плагиате, или просто у творческих людей мысли сходятся, пытались разобраться «АиФ-Ростов».
Три эпохи в одном логотипе
Датой основания Таганрога считается 1698 год, когда по указу Петра I здесь были заложена крепость и порт на побережье Азовского моря.
История города была насыщенной: его осаждали и освобождали, здесь жили Антон Павлович Чехов и Фаина Раневская, из Таганрога родом множество замечательных актёров и общественных деятелей.
В настоящее время Таганрог это - типичный провинциальный приморский город, со всеми его достоинствами и недостатками.
Среди последних – небогатый городской бюджет.
Поэтому когда власти начали подготовку к празднованию 320-летия Таганрога, то решили не обращаться за изготовлением праздничного логотипа к столичным дизайнерам, а обойтись собственными силами.
Был объявлен конкурс на разработку логотипа (эмблемы) празднования.
Всего поступило 20 заявок, и в мае специальная комиссия отобрала победителя, которой стала работа, подготовленная в местном молодёжном центре.
Называется она «320 лет любимому городу», и автор работы даже получила премию в размере пяти тысяч рублей.
Однако когда логотип стал доступен общественности, и его начали размещать на различной сувенирной продукции, таганрогский дизайнер Артур Борсоков обратил внимание на сходство эмблемы с символикой, утвержденной для празднования 300-летия Екатеринбурга.
При этом на Урале логотип разработали раньше.
«Я смотрел, каким образом разные студии реализуют подход к городской идентичности. Логотип Екатеринбурга сохранил себе — понравилась концепция.
В ней три разные эпохи в виде архитектурных сооружений и они все лаконично и грамотно разместились в одном логотипе. Спустя некоторое время увидел, какой логотип победил в таганрогском конкурсе. Подумал: «Хм, где-то я уже это видел», - рассказал местному интернет-ресурсу сам дизайнер.
В мэрии Таганрога эти подозрения предпочли не комментировать.
Сходство налицо
В свою очередь «АиФ-Ростов» обратился за комментариями к донскому специалисту по геральдике Олегу Тесля, который согласился с тем, что сходство эмблем – налицо:
«Конечно, очень похоже, что тут и говорить.
Однако обращает внимание, что похоже именно форма, тогда как содержание и наполнение – различны. Я не исключаю, что и в Екатеринбурге не сами придумали концепцию, а где-то её подглядели.
Такое в творческой среде случается – человек увидел что-то, в памяти отложилось, а через какое-то, иногда и достаточно длительное время, из памяти выплыло, и он уже уверен, что это действительно его идея.
В общем, не думаю, что в данном случае можно говорить о плагиате, при всём видимом сходстве», - считает Олег Тесля.
Клоны Петра Первого
Геральдист, кстати, напоминает про похожую ситуацию, в которую уже попадал Таганрог.
Когда в оборот были введены новые 500-рублевые купюры, то многие местные жители были удивлены тем, что на банкнотах изображен таганрогский памятник Петру Первому, и подписано, что это – виды Архангельска.
Однако выяснилось, что подозрения в ошибке беспочвенны.
И таганрогский, и архангельский, и еще ряд памятников Петру Первому просто выполнены по одной и той же модели скульптора Марка Антакольского, и являются, по сути, просто копиями друг друга.