Примерное время чтения: 4 минуты
665

Донские огурцы, селёдка, раки и вино. Как регистрировать региональный бренд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ на Дону" 14/08/2019 Сюжет Главные новости Ростовской области
В станице Багаевской вот уже в восьмой раз прошёл ежегодный донской праздник «День огурца».
В станице Багаевской вот уже в восьмой раз прошёл ежегодный донской праздник «День огурца». / Виталий Колбасин / АиФ-Ростов

География как знак качества

Теперь географическое название любого товара может стать особым отличительным знаком его качества. Главное зарегистрировать это официально. Федеральный закон о региональных брендах приняли в июле. Правда, порядок регистрации такого бренда пока не до конца понятен. Но разработчики закона обещают, что правила будут простыми. Зарегистрировать бренд могут не только юридические лица, но и граждане.

Некоторые регионы и до принятия закона регистрировали географические названия своих брендов в Роспатенте. К примеру, соседний с Ростовской областью Краснодарский край в этом году зарегистрировал географическое наименование «Кубанские яблоки». На очереди ещё два бренда - «Краснодар­ская клубника» и «Кубанский ранний картофель».

На Дону региональными брендами могут стать местные раки, рыба, донская уха, подсолнечное масло, мука и многое другое. Даже национальные блюда донских армян и донских казаков. Ну и, конечно, вина.

«У нас появились винодельни, которые уже достигли высокого уровня. Я бы даже сказал европейского. Эльбузд, вина Аль Пачино, шато-саркел, - говорит директор Высшей школы бизнеса ЮФУ Сергей Горяйнов. - Появились и продукты, которые не хуже, а иногда и лучше некоторых европейских аналогов. Всё это пользуется спросом и привлекает туристов».

Запатентованное географическое название - это ещё и защита местных производителей. Ведь для местных потребителей «донское» подсознательно воспринимается как своё, родное, качественное и вкусное.

Конечно, одни и те же товары могут производиться где угодно. Например, южные помидоры и огурцы растут и на Кубани, и в Астрахани, и в Адыгее.

Но один и тот же продукт, выращенный в разных регионах, всегда будет отличаться по вкусу. Роль играют особенности почвы и климатические условия. А также традиции и технология выращивания.

Если продукт вкусный, люди охотно его покупают и рекомендуют другим. Спрос рождает определённую славу, а слава - бренд.

Плюс ложка дёгтя

Взять, к примеру, багаевский огурец. Считается, что местные природные условия Багаевского района для огурца подходят мало: почвы слишком плотные и солёные, климат жаркий. Но благодаря правильно подобранным сортам и агротехнике огурцы здесь выращивают не один десяток лет. И 90% в личных подсобных хозяйствах.

Только в 2018 году в районе собрали 18 тысяч тонн огурцов - более трети всего производства в области. Сегодня станица Багаевская - «огуречная столица» Дона. Здесь находится главный «огуречный рынок» Ростовской области.

А вот с обливскими арбузами другая история. Им помог именно климат. Станица Обливская находится на дне древнего моря. Почвы тут песчаные и супесчаные, осадки скудные, а солнце жаркое. То, что арбузу и нужно, чтобы он вырос сладким и сахаристым.

Обливские арбузы давно и успешно конкурируют со знаменитыми астраханскими сортами. Их знают даже за рубежом. И обливские арбузы, и багаевские огурцы объединяет то, что их уникальность в географическом происхождении и названии. Теперь их можно закрепить уже официально.

Но своя ложка дёгтя есть и здесь. Требования к регистрации географического названия достаточно жёсткие. Нужно не только подтвердить известность бренда, но и доказать, что именно местные географические условия (почва, климат, растительность и т.д.) наделяют продукт или товар теми особыми свойствами, которых больше нигде нет.

Право на географический бренд не может быть вечным: оно действует 10 лет со дня подачи соответствующей заявки в Роспатент. Этот срок можно будет продлить каждый раз на 10 лет.

Мнение власти: покупатели выбирают своё

Директор Департамента потребитель­ского рынка Ростовской области Ирина Теларова:

«Западные санкции привели к тому, что потребительский патриотизм достаточно развился и прогрессирует. Мы это наблюдаем по спросу на региональную продукцию, и конкретно на бренд «Сделано на Дону». Многие потребители сегодня ищут его на прилавках федеральных и региональных сетей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах