Примерное время чтения: 6 минут
753

Долгий путь к дому. В старинной церкви отражена история донских армян

David Studio / wikipedia.org

Одно из обязательных к посещению мест для туриста в Ростове-на-Дону это армянская церковь Сурб-Хач. Само её появление связано с массовым переселением армян из Крыма на Дон.

В ноябре 2019 года исполнится ровно 240 лет, как Екатерина II инициировало эту миграцию, которая осуществлялась под руководством молодого тогда Александра Суворова. Вместе с армянскими переселенцами  «переехали» и их святыни, и даже само своё имя «Сурб-Хач» церковь позаимствовала у крымского монастыря.

Воля императрицы

После очередной русско-турецкой войны и подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира,  Крым был официально объявлен независимым. Керченский пролив стал российским, и наши торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданеллы наравне с английскими и французскими. Однако ситуация была неустойчива – хотя на ханском троне в Крыму и сидел пророссийский Шагин-Гирей, однако Османская Турция по-прежнему была сильна, а присоединенные к России причерноморские и приазовские земли заселены слабо.

Тогда-то царский двор и решил, что надо переселить крымских христиан – армян и греков на эти территории. У этого решения был, конечно, гуманитарный аспект: в случае турецкого реванша именно крымские христиане могли бы стать жертвой мстительности османов, но главным, все-таки, был экономико-политический расчёт. Эти народы, веками жившие торговлей, могли оживить экономику юга Российской Империи, к тому же, сохраняя связи с оставшимися в Крыму родственниками, и находясь при этом полностью в правовом и культурном поле российского государства, они могли стать надёжными проводниками царской политики.

Александр Суворов
Александр Суворов Фото: Public Domain

Надо отметить, что армяне массово жили в Крыму, как минимум, века с XII-XIII-го. Сначала они освоили южное побережье Крыма, но когда владычествовавшие там тогда генуэзцы начали активно склонять окрестные народы к переходу в католичестве, стали выселяться и в центральные районы полуострова. По замечанию академика В. А. Микаеляна, «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма.

Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период монастыря Сурб Хач (в переводе монастырь Святого Креста». Монастырь был основан в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в нынешнем Кировском районе Крыма. И несколько веков подряд был центром духовной жизни крымских армян. Поэтому когда началось переселение армян на Дон, то они захватили с собой и святыни Сурб-Хача.

Долгая дорога к новому дому

По данным ведомостей, которые были составлены подчиненными Александра Суворова, за август — сентябрь 1778 года из  Крыма выезало 31 тысяча 386 человек, из них: «греков — 18 407 душ, армян — 12 598, грузин — 219, валахов — 162». Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию, помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, и – особо подчеркивается - хачкары (каменные кресты). Миграция была очень тяжёлой, в пути почти треть переселенцев погибла от голода и болезней.

«Переселение длилось примерно год. Но 14 ноября 1779 года - дата общепринятая, официальная. Именно тогда был зачитан указ императрицы Екатерины Великой. Переселялись армяне волнами, шли пешком. Дорога бы­ла очень непростой, зимовали в землянках, замерзали, болели, умирали. Переселяли не только армян, но и понтийских греков. Это был тонкий политиче­ский ход - надо было ослабить экономически Крымское ханство и усилить южные рубежи России, которые нуждались в ремёслах, торговле, помощи казачеству», - рассказывает известный ростовский врач Георгий Багдыков, предки которого прибыли на Дон с 1779 году.

Руководивший переселением Суворов сочувственно относился к людям, вынужденным оставить прежнее место обитания.  В своем рапорте графу Румянцеву от 30 июля 1778 года полководец отписывал: «Высшее желание всех христиан, чтобы поселяемы были вместе и на выгодных местах, плод сего усмотрен будет в потомстве. Печально им оставлять их недвижимого родового, за что принужден был я им обещать здесь на месте удовлетворение из казны, яко иначе они и согласны не были». 

По мере возможностей им оказывалась помощь: выдавалась одежда, лекарства, деньги. Драматическое переселение завершилось в конце 1779 года, армяне дошли до низовий Дона. Согласно указу императрицы российской Екатерины II от 14 ноября, армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Дмитрия Ростовского «на вечное пользование». Грамота была зачитана в центре будущего поселения (в настоящее  время пл. Карла Маркса). Переселенцы освобождались от государственных налогов на десять лет, от воинской повинности на сто лет, торговать, а так же армянам было даровано право строить фабрики, заводы и морские суда. Переселенцами был основан город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сел, которые сейчас вошли в состав Мясниковского района Ростовской области.

В честь монастыря

Почти сразу после переселения, в 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года — епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный в честь того самого крымского монастыря.

Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров (традиционных армянских каменных крестов), датированных XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Среди них -  хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани. 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром. При монастыре действовала семинария и первая на юге России типография.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.

Что посмотреть?

На данный момент это прекрасное, живописное место в Ростове-на-Дону – красива и сама церковь, и благоустроенная территория вокруг неё. Туристы могут познакомиться с армянским богослужением, посмотреть на те самые хачкары, отдать дань уважения видным деятелем армянского народа, захоронения которых расположены на прихрамовой территории. И просто ощутить дух времени, прикоснувшись к старинным стенам одной из самых известных армянских церквей России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах