Игры любят все – и дети, и взрослые. Не зря каждый праздник сопровождается развлекательными конкурсами и соревнованиями. Сегодня производители придумывают всё новые и новые варианты «настолок» и компьютерных игр. Но мы забыли, что есть множество уже существующих вариантов весело провести время. Например, у народов, живущих в Ростовской области, масса традиционных игр. О том, во что играют узбеки, казаки и китайцы, корреспонденту «АиФ-Ростов» рассказали представители этих наций.
Купкаре
Именно так называется узбекское традиционное конное состязание. На русский его можно перевести, как «дело многих». Обычно эту игру проводят на свадьбах или на празднике весны – Наврузе. Поэтому победителя определяет либо хозяин торжества, либо старейшина села.
В чём заключается суть игры, объяснил глава узбекской диаспоры Киёмхон Бобоев.
Перед началом игры рисуют круг, в центр которого кладётся овечья шкура. Стартуя, всадники верхом на лошадях должны схватить эту шкуру с земли и постараться первыми добраться до финиша. Важно при этом не потерять свой трофей. Наездники пытаются отнять друг у друга добычу в течение всей игры. Они могут даже наносить сопернику удары кнутом, поэтому купкаре считается довольно опасной игрой как для людей, так и для лошадей. От травм игроков защищают шлемы, стёганые ватные халаты и штаны, а коня они себе выбирают сильного, выносливого и низкорослого.
Но это состязание не похоже на игру без правил: запрещено нападать на соперника со спины, также нельзя наезжать лошадью на нагнувшегося наездника и сваливать его с коня.
Как правило, победителя игры награждают ценным призом. В старину это могли быть ковёр, баран, коза, бык или дорогая ткань, а в современном мире любой подарок – от бытовой техники до автомобиля.
Кураш
Ещё одна национальная узбекская спортивная игра называется кураш – борьба на поясах. Это один из самых древних видов единоборств, известных человечеству. Узбеки проводят его на традиционных праздниках, пирах и свадьбах вот уже более трёх с половиной тысяч лет.
Участников состязания принято созывать со всей страны, если, конечно, бюджет позволяет.
«Если приз достойный, то собираются со всего Узбекистана», – говорит Киёмхон Бобоев.
Само название игры многое о ней говорит, ведь кураш переводится, как «достижение цели честным путём». Это простая, зрелищная, но в отличие от купкаре безопасная игра. В ней строго запрещается применять ударные, болевые и удушающие приёмы.
Скачки в Покрова
О том, какие существуют казачьи традиционные игры, рассказал атаман Донского казачьего войска общероссийской общественной организации «Союз казаков России» Владимир Скабелин.
Во-первых, это скачки. Проводят их именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Считается, что Царица Небесная покровительствует и помогает в ратных и мирных трудах. К тому же, именно 14 октября 1641 года во время изнурительного Азовского осадного сидения казаки взмолились Божьей Матери помочь не сдать город. Летописи свидетельствуют, что в этот день опустился густой туман, сквозь который не было ничего видно, и турки отступили. Казаки уверены: это Богородица, покрыв туманом, уберегла их от врага.
«Мы народ православный, верующий, так что казаки в это верят», – отметил атаман.
С тех пор праздник Покрова Пресвятой Богородицы казаки считают особенным, своим, казачьим днём. Поэтому каждый год 14 октября они обязательно устраивают скачки. Эти состязания проходили даже в советское время.
Участвуют в игре всего два-три человека, как правило, это местные жители. Посторонних не приглашают, потому что сейчас перевозка лошадей и оплата бензина – это очень затратно. Зато зрителей на ипподроме всегда собирается очень много. Они активно поддерживают наездников. Наблюдать за соревнованием очень интересно и весело.
Главный приз, который получает победитель скачек, – казачья шашка. А так всё зависит от спонсоров – это может быть бытовая техника или набор посуды.
Кроме этого, в Покрова проводятся и более современные игры. Например, соревнование с бутылкой. Правила просты: берётся пластиковая бутылка с водой и ставится на какую-нибудь поверхность. Задача игроков – сбить кончиком кнута как можно больше бутылок. При этом казаки должны стоять в трёх с половиной метрах от цели. Есть ещё одна схожая игра тоже с использованием бутылок. Только здесь задача участников – срубить её горлышко шашкой.
Го
Игру го в самом Китае называют вэйци. Это настольная игра, одна из древнейших в мире. Ей, как минимум, 200 лет. О происхождении го ходит много легенд. По одной из версий, как-то раз мальчик шёл по лесу с посохом в руках и увидел двоих мужчин играющих в эту игру. Он заинтересовался, присел рядом и стал наблюдать за ними, запоминая все движения. Но количество возможных ходов в ней настолько велико, что играть можно бесконечно. Поэтому, когда мужчины завершили свою партию, мальчик очнулся и понял, что превратился в седовласого старца и его посох весь рассохся. Он выбрался из леса и научил других людей этой игре.
Го на первый взгляд напоминает шахматы, но, если вникнуть в суть, можно увидеть колоссальную разницу. О правилах и сути этой традиционной китайской игры рассказал преподаватель игры го в ростовском центре китайского языка «Чабудо» Сергей Ларионов: «Для игры в го нам понадобятся чёрно-белые камешки и специальная доска. Она вся расчерчена линиями – 19 по горизонтали и 19 – по вертикали. На середину доски на пересечение линий поочерёдно ставятся камни. Пустые пересечения, которые мы должны окружить своими камнями, называются территорией. Смысл игры в том, чтобы захватить территорий больше, чем у соперника. Параллельно игроки могут «убивать» друг друга: когда камень становится на пересечении линии, от него идут четыре луча – вправо, влево, вверх и вниз. Эти четыре линии – четыре дыхания. Если перекрыть все дыхания камня, то он считается убитым и снимается с доски».
Основное отличие го от шахмат состоит в том, что во втором случае соперника нужно уничтожить полностью – убить все чужие фигуры и окружить королеву. А вот играя в го, стать победителем можно и мирным путём. Если получилось уничтожить камень другого игрока – хорошо, если нет – ничего страшного. В этом особенность китайской игры: она учит находить золотую середину и гармонию. Здесь нужно понимать, когда можно атаковать группу соперника, а когда – забрать свою территорию, избежав жёстких конфликтов.
Когда уже понятно, кто и сколько территорий окружил, соперники поделили все границы и свободных мест на доске уже нет, можно считать очки. Кто набрал больше, тот и выиграл. На этом партия заканчивается.
«Ещё один интересный момент, – уточняет Сергей Ларионов. – По правилам го, играющие черными камнями ходят первыми, соответственно, у них появляется преимущество над соперником. И вот китайцы обратили на это внимание и дали «белому» фору – дополнительные шесть с половиной очков. То есть, получается, даже если игроки наберут по 100 очков, у них не будет ничьей, потому что у «белого» есть ещё эти дополнительные баллы».
Кстати, в го вообще не бывает ничьей. Когда в профессиональных партиях никто не выигрывает, она считается несостоявшейся и подлежит переигровке.
Изначально игра го была задумана для воспитания тактических и стратегических талантов у военных. Например, этой игре обязательно обучали китайских военачальников. Кроме того, считается, что го меняет сознание человека, потому что, играя в неё, человек учится не убивать, а скорее, созерцать. Это напрямую влияет на характер человека, он становится мягче.
По словам учителя, когда игрок выучил правила и приступает к партии, сразу можно разглядеть его отношение к миру. Например, очень скромный человек делает медленные и осторожные ходы. Ему не нужна большая территория, он просто пытается избежать ударов. Более агрессивный игрок даже не задумывается о том, что нужно завоёвывать территорию. Его цель убивать. Обе эти стратегии к успеху не приведут.
«Если ты слишком скромен, тебе не хватит территории, если ты слишком агрессивен, то в твоём тылу обычно образовываются большие дыры. Ты не успеваешь следить за тем, что происходит вокруг, и можешь сам неожиданно для себя умереть. Игра го воспитывает в игроке срединное, уравновешенное видение ситуации», – считает Сергей Ларионов.
Но не только игрока, каждый народ можно разглядеть сквозь призму игр, которые он создаёт. Кто-то готов рубить на скаку, кто-то – рисковать во время состязаний, а кто-то – просто созерцает.
Кстати
Компьютер очень долгое время не мог обыграть человека в го. Первый раз машина смогла это сделать относительно недавно – в 2015 году. Учёные подсчитали, что в шахматах после четвёртого хода количество возможных вариантов – около 100 тысяч, а в го их, после того же четвёртого хода, примерно 16 млрд. Поэтому, если в первом случае мы в состоянии выучить комбинации, то во втором шаблонных вариантов, как таковых, нет.