Примерное время чтения: 8 минут
538

Что такое шермиции? Зачем заниматься возрождением традиционных казачьих игр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ на Дону" 19/10/2021
Казачата на молебне во время шермиций.
Казачата на молебне во время шермиций. / Андрей Яровой / Из личного архива

Несколько раз на страницах «АиФ на Дону» встречала слово шермиции. Я так поняла, что это казачьи состязания. Что они из себя представляют, и кто их проводит в регионе?

И. Кодзасова,
Ростов-на-Дону

Шермиции – это показательные состязания донских казаков. Их устраивали во время праздников. Первые упоминания о них учёные относят к XVIII веку.

Корреспондент «АиФ-Ростов» выяснила у председателя правления Ассоциации шермиций Андрея Ярового спорт это или культура и зачем сегодня нужно возрождать казачьи традиционные игры.

Когда они появились?

Мальчишки бьются деревянными шашками, казаки лихо джигитуют на конях, женщины в ярких платьях поют «Ой, то не вечер». Огромный старик с длинной бородой, как будто вышел из рассказов о степных рыцарях. Люди собираются возле священника – скоро начнётся молебен. После него пройдёт чин освящения воинского оружия и ритуал посажения на коня казачат.

Кого здесь только нет – и шотландцы, и калмыки в казачьей форме, и терские казаки в своей национальной одежде. Это шермиции.

С Андреем Яровым мы познакомились в 2017 году. Проходили шермиции тогда в Аннинской крепости под станицей Старочеркасской, и сюда стекался народ не только со всего донского края, но и из других регионов и даже из-за рубежа. Диковинное слово мало кому было понятно, но привлекало своей необычностью.

Исторически шермиции – это примерный бой, который разыгрывался молодыми казаками на глазах стариков и при их непосредственном участии. Казаки делились на две противоборствующие партии и верхом на конях устраивали сражение. Обычно шермиции были частью народного праздника – Масленицы. Демонстрировали наездничество, стрельбу из ружей и луков, скачки на длинные дистанции, в которых под Старочеркасской участвовали более двух тысяч человек.

Всё это поддерживало готовность к набегу или защите юртовых угодий, воспитывало дух состязательности, а это показатель национального характера казаков – быть лучшим, первым, которого и в атаманы выберут, и его родная станица покроется неувядаемой славой. Подрастающее поколение подражало взрослым в своих военных играх: не всегда верхом, с деревянными шашками, пиками и кинжалами ребятишки устраивали шермиции за палисадом и раскатами Старого Черкасска.

«Историю шермиций на Нижнем Дону можно проследить с конца XVI в., когда местом сбора юртовых гулебщиков становится Монастырский яр. Гулебщики – это отряды охотников, от близлежащих юртов, которые съезжались ранней весной перед первым разливом Дона. Целью таких сборов являлась подготовка казаков к поискам и походам. В 1620 году Монастырский городок (урочище Каплица под Старочеркасской – прим. ред.) уже считался главным местом сбора казаков – войсковым центром, здесь же хоронили погибших товарищей. Казаки выбирали походных или гулебных атаманов, при станичных знамёнах и бунчуках отправлялись на места старых городков, устраивали там молебен, а потом состязались в скачке, наездничестве и т. п. (ст. Луганская и Раздорская). В станице Верхне-Курмоярской гулебная команда казаков отправлялась на границы юртовых владений, где встречалась с командой соседней станицы и там устраивали состязания (шермиции). Подобные состязания встречаются в памяти старожилов станиц Мечетинской, Романовской и других», – перечисляет Яровой.

Кто восстановил обряд?

Этот обряд на Дону в Монастырском урочище последний раз проходил в 1942 году, а потом его забыли вплоть до 1991-го. Вернули из забвения и восстановили состязательную традицию донские энтузиасты, и в первую очередь Андрей Яровой.

«Я занимался своей научной работой по этнографии и состязательной культуре казаков (Андрея Яровой – доктор философских наук – прим. ред.), ездил по донским станицам. Многие помнили слово шермиции, но смутно. Конечно, были мысли, что эти искусства нужно возрождать. Я 10 лет проработал в школе, там же вел кружок практической этнографии. После этого в Зернограде в казачьем культурно-спортивном центре «Ермак» вёл секцию по казачьей воинской культуре», – говорит дончанин.

Чему учили казачат в секции? Упражнениям с оружием, народной борьбе, кулачному бою, метанию дротиков, стрельбе, рубке лозы, толчке и метании на дальность гирь и камней. А слово шермиции впервые прозвучало на состязаниях «Пластун» в 2009 году. Под ним подразумевалось коллективное показательное выступление команды. После этого решено было проводить именно шермиции. Организатором стало специально созданное НКО «Ассоциация шермиций». К Яровому присоединились и другие казаки-энтузиасты, среди которых Александр Ряднов, известный ростовский художник Максим Ильинов, Валерий Рязанов и многие другие. На призыв донцов откликнулись из других регионов, в основном, конечно, исконно казачьих территорий – Кубани и Урала. Но приезжали и казаки-калмыки, терские и даже поразившие воображение присутствующих на одной из шермиций шотландцы. Как выяснилось, это потомки донских казаков, эмигрировавших в Шотландию.

10 лет шермиции проводили в Аксайском районе, возле Старочеркасской. Сначала это было освящённое многовековой традицией место – урочище Каплица. Потом была Аннинская крепость. Место оказалось очень удобным – было, где разгуляться и конным, и пешим. Но уже два года, с начала пандемии, Дон не видит казачьих состязаний – как и все массовые мероприятия они запрещены из-за коронавирусных ограничений.

Что это – спорт или культура?

Изначально в шермициях видели разновидность боевого искусства. Поэтому казаки и направились в 2011 году в минспорта Дона, где эту идею вначале поддержали и даже признали шермиции национальным видом спорта Ростовской области. Но для утверждения их на федеральном уровне необходимо было решить формальные вопросы: например, шермиции должны были развиваться в нескольких субъектах РФ, должны были работать спортивные секции, необходимы системы классификации и методика подготовки спортсмена.

Тогда НКО «Ассоциация шермиций» стала бороться за то, чтобы состязания были признаны объектом нематериального культурного наследия донского края. Шермиции в том виде, в каком они сложились на сегодняшний день, представляют собой не спортивные, а этноспортивные мероприятия, в которых обрядовая часть и состязания – единый комплекс. Они поддерживают историческую память, сохраняют этническое самосознание, формируют этнодвигательность у подрастающего поколения.

«Я лет пять хожу по одному и тому же кругу – пытаюсь внести шермиции в каталог нематериального культурного наследия РФ. Сделал описание объекта, сопроводив его необходимым обоснованием. Сейчас появился шанс, что список таких объектов обновят: следующий год объявлен президентом страны Владимиром Путиным Годом нематериального культурного наследия. Однако в этом году выяснилось, что описание объекта должен сделать Ростовский дом народного творчества, который меня отослал в минкультуры, а там развели руками, мол, не их это дело. Но после долгих переговоров, вроде бы, дело сдвинулось с мёртвой точки», – говорит Яровой.

Зачем это нужно?

Признание шермиций объектом нематериальной культуры – это и статус, и поддержка государства. Да и должны наши дети знать свою историю и традиции.

«Подрастающее поколение не знает элементарных вещей: историю казаков, значение цветов на знамени войска Донского. Считают, что жёлтый – поле, синий – река», – перечисляет Яровой.

Признаюсь, что и сама была в этом уверена.

«Даже вы не знаете, – смеётся учёный. – Флаг был утвержден в мае 1918 года на Круге спасения Дона. Как писали тогда, три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области: донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, васильковый, у калмыков – жёлтый и у русских – алый. В 1996 году Законодательное собрание донского края к левой стороне флага добавило белую полосу, символизирующую единство Ростовской области и России».

Справка

Шермиции на Дону состоят из следующих ритуальных и состязательных действий:

• сборы и выборы гулебного атамана;

• организация похода к месту проведения шермиций;

• панихида по погибшим прародителям;

• чин освящения воинских оружий;

• обряд посажения на коня;

• примерные бои (шермиции), состоящие из конных и пеших состя­заний.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах