Многие старинные казацкие поговорки и пословицы звучат непривычно для современного уха, тем не менее за каждой из них стоит какой-то уклад, незнакомые, но важные для предков реалии. А некоторые из них актуальны и по сей день. Что такое дуван, гайтан и почему вышедшая за свою калитку казачка считается ничьей, вместе с экспертами разбирался «АиФ-Ростов».

Военный дух
«Казачьи пословицы интересны тем, что они передавали жизнь казаков и их уклад. Чаще всего они говорили о военной службе, отваге, опасности, нравственных и боевых качествах казака, – рассказывает старший научный сотрудник отдела развития государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Алексей Кочетов. – Поэтому часто к ним даже трудно подобрать похожие пословицы из общерусского фольклора».
Вот, к примеру, гайтан на шее да шашка сбоку – не скоро быть смертному сроку. Гайтан – это шнурок для нательного креста. То есть, с верой в бога и с шашкой на поясе смерть казаку не страшна. Возможно, некоторым аналогом этой поговорке может быть такое выражение как «Бог – не выдаст, свинья – не съест». С военной службой связана и поговорка казачье око видит далёко. Казаки войска использовались как аванпостные войска – они всегда шли впереди и видели, что там происходит. А при отступлении, наоборот, чтобы не дать противнику ударить в тыл, охраняли его. В своё время казаки считались лучшей лёгкой кавалерией в мире. «Пики к бою, шашки вон». Это выражение – часть уставных команд, которые перешли в обычную речь из военного лексикона казаков. Оно означает полную готовность к чему-либо. У казаков обычай таков – где пролез, там и спать ложись. Кажется шуткой, но ещё Лев Толстой говорил: «Границы России лежат на арчаке казачьего седла». То есть, куда казачьи части прошли, то место и стало их родиной.
С нашим атаманом
Без атамана дуван не дуванят. Как поясняет толковый казачий словарь Вячеслава Ремчукова, дуван – это бугор, возвышенность, на которой казаки делили добычу. Со временем значение поменялось на саму добычу. При дувании дувана первую часть отдавали на церковь, потом выделяли деньги вдовам и сиротам, а уже после распределяли между казаками, учитывая их заслуги и особые обстоятельства.
Кстати, с войны с Наполеоном казаки притащили несколько пушек для того, чтобы их переплавить и сделать церковный колокол Михайло-Архангельской церкви в Старочеркасске. Он был весом в 2600 килограммов. Звучал этот колокол на все окрестности.
Не атаман при булаве, а булава при атамане. Очевидный аналог поговорки, что не место красит человека. Булава – символ атаманской власти и вручали её, когда избирали на кругу атамана. Поговаривали даже, что на некоторых булавах писали фамилии атамана.
Что ни хутор, то своя запевка. Казацкий аналог – в каждой избушке – свои погремушки и в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Запевка – это манера. Казаки же песни не пели, они их играли. В каждом хуторе это делали по-своему, и, как правило, в каждом хуторе был свой выдающийся голос. К примеру, в Альшанке жил Иван Данилович Бирюлин.
Он в годы репрессий попал в лагеря и там пропал. Но до этого Шолохов возил своего тестя, бывшего атамана Громославского, чтобы тот послушал Бирюлина. Так атаман бывший прослезился от его голоса. А когда Иван Данилович шёл с казаками по селу и пел, казачки в порывах чувств бросали ему под ноги платки. Большинство казачьих пословиц указывали на принадлежность к земле, на которой они родились.К примеру, донская земля дармоедов не кормит – это ведь не только о посадке картошки, но и о том, что все казаки должны были работать, чтобы выправить себе обмундирование.
Кони, курицы и бабы
В основной массе казаки были конниками, с лошадью связано у них очень много пословиц и поговорок. Боевой конь был другом, членом семьи: казак сам не съест, а коня накормит. Конь казаку самого себя дороже – из этой пословицы вышло название праздника, который проводит музей-заповедник М. А. Шолохова каждую весну.
Что касается прочих ценностей, то в отношении к ним сказывалась некая разбойная лихость, существовавшая в изначальном казачестве. Отражение этому нашлось в выражении, не характерном для более осёдлого населения, что баба и курица в ста шагах от двора – ничейные. Как объяснил Алексей Кочетов, у казаков считается, что женщина должна быть привязана к своему хозяйству, к своему двору. А дворы раньше были большие, существовали даже левады – это огромные территории, на которых располагались базы, где держали скотину, огород, сад и часть реки или пруда, где росли неплодовые деревья, чтобы можно было держак для вил выбрать или стоянок срубить. На такой леваде забот хватало всем – и старым, и молодым. Поэтому в этой пословице есть предостережение женщине о том, что лучше не отрываться от своего дома.
Хотя, если казачка уже замужняя и кто-то на неё позарится, головы ему не сносить.
Добралась Маня до груш – это пословица о жадности. Груши на Дону всегда были вкусными, сочными, если начнёшь есть, не остановишься. Есть аналогичная пословица: поели неплохо – 99 огурчиков и решето груш. До сих пор в хуторах можно услышать выражение все рады и мы трошки. Трошки – это чуть-чуть. Значение такое, то есть, когда все радуются, и мы волей-неволей входим в это состояние. Но на Дону употребляли его и в ироническом ключе. Кто-то хвастался успехами, а ему отвечали: все рады и мы трошки. Мол, какое нам дело до ваших радостей.
Не люблю, когда умрут, а потом подглядывают. Так отвечали казаки, когда к ним приходили те, кто давно не общались, не интересовались раньше и вдруг начали проявлять активный интерес. То есть, нечего лезть в душу, если раньше потуги такой не было.
Когда денежки в кармане, то и бабушка в чести. «Это о том, что если деньги есть, то тебя «угадывают», все знают – у него деньги, надо перед ним мелким бесом рассыпаться.
Кстати, слово «угадывать» – тоже казачье. И в нём скрыта бездна смыслов: угадать – это не только «узнать», но и «разгадать сущность». Понять, что человек из себя представляет.
Шашки на фоне внедорожника. Поход белоказаков реконструировали на Дону
Шашки на фоне внедорожника. Поход белоказаков реконструировали на Дону
















Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть