Когда-то пригородная автостанция располагала удобным залом ожидания. Нынче пассажиры сидят в ожидании рейса на улице. Почему так произошло, выяснил «АиФ-Ростов».
Бойко торгуем
В 2016 году на углу пер. Гоголевского и ул. Чехова закрылся зал ожидания пригородной автостанции. Сначала к нему пристроили три торговых павильона, потом помещение сдали в аренду — теперь здесь торгуют дверями и мебелью.
«Ездим часто на Центральный рынок Таганрога за продуктами. Раньше в зале можно было посидеть с комфортом, теперь мы ждём свой рейс под открытым небом: лавочка на четыре места одна, все остальные — стоят. Автостанцией владеет частник, заинтересованный в получении прибыли», — разводит руками житель хутора Петропавловского Николай Щербаченко. Он прислал в «АиФ-Ростов» письмо, подписанное десятками людей, с просьбой вернуть автостанцию городу, а не отдавать её на откуп бизнесу.
Кстати, подобная тенденция прослеживается по всей области. Так, в Шахтах половина зала ожидания автовокзала сдана в аренду.
«Полгода назад я увидел объявления, что сдаётся в аренду площадь автовокзала, причём предлагалось её арендовать и под торговый центр. Из преимуществ заявлялось о наличии подъездных путей. В итоге на территории зала ожидания размещается теперь сетевой магазин, места для пассажиров стало меньше», — рассказывает депутат городской думы Шахт Владимир Калинин. Кстати, ПАО «Донавтовокзал» и сейчас размещает объявления о сдаче площадей на территории автовокзала: «Возможное использование: офис, склад, под хостел». Подобные предложения касаются автовокзалов в Новочеркасске, Семикаракорске, Сальске и других городах. Интересно, не закончится ли столь бурная коммерческая деятельность тем, что для пассажиров вынесут пару лавок на улицу? Как, например, это произошло в Таганроге.
Не то, чем кажется
Казалось бы, достаточно написать жалобы в городскую или поселковую администрацию, Роспотребнадзор или прокуратуру, и ларьки уберут, зал ожидания станет комфортным. Но не тут-то было!
Оказывается, если на вывеске написано «вокзал», то это вовсе не значит, что в помещении именно он. Например, автовокзал в Таганроге согласно общероссийскому реестру остановочных пунктов официально называется «пункт отправления». А это многое меняет.
«Есть ряд федеральных законов, которые регламентируют работу объектов транспортной инфраструктуры, в том числе их соответствие транспортной безопасности, категорированию, оценке уязвимости. В них прописаны условия, при которых объекты транспортной инфраструктуры и сами транспортные средства можно считать защищёнными от актов «незаконного вмешательства», проще говоря, от терактов. По этим документам все авто- и ж/д вокзалы, воздушные гавани, морские и речные порты, а также все транспортные средства должны пройти категорирование и получить оценку своей безопасности и уязвимости. Но требования к обеспечению безопасности сложны. Так, ростовский автовокзал на проспекте Сиверса стоит на реке, значит, по ФЗ №16 его должны защищать группа подводников и спасатели на лодках — это как минимум! Кроме того, в этом законе масса требований ко всем помещениям внутри вокзала и территориям вокруг вокзалов. А вот если перевести его в «остановочный пункт», то все вопросы снимаются, как и комфорт пребывания в них», — рассказал член общественного консультативного совета при департаменте транспорта Николай Ларин.Любой комфорт и безопасность стоит больших денег, а значит нужно повышать стоимость услуг автовокзалов, что повлечёт увеличение стоимости проезда. Поэтому, даже если пассажиры обратятся в суд с просьбой сделать автостанцию более комфортной, то они получат вполне оправданный с юридической точки зрения отказ: для «остановочного пункта» не нужно иметь большой зал ожидания и удобные туалеты. Так что, людям придётся потерпеть. Если, конечно, местная власть не решит за них вступиться и пойти на дополнительные затраты.
Мнение эксперта
Руководитель интернет-издания «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев:
— В теории передача автовокзалов собственникам, не имеющим отношения к перевозкам, но желающим использовать потенциал автовокзала как места гарантированного присутствия пассажиров в коммерческих целях (размещение магазинов, объектов общепита и т. п.), выглядит нормально. Но на практике это почти всегда приводит к ухудшению условий для пассажиров: непосредственно зал ожидания прибыли владельцу не приносит, а торговых точек (источников прибыли) становится больше и больше. Отсюда же скандалы на предмет бесплатного посещения туалетных комнат. Это явление распространено не только в РО, но и по стране в целом. На мой взгляд, содержать сеть автостанций в областных городах должен сам регион (либо надо гораздо более ответственно подходить к поиску собственников, которые не превратят автовокзал в подобие базара из отстающих стран). В конце концов, цивильно и грамотно организованные для пассажиров места ожидания рейсов тоже могут приносить прибыль — проверено аэровокзалами.