Примерное время чтения: 17 минут
436

Храм, который мы потеряли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "Аргументы и Факты" на Дону 26/04/2012

Сияющие на солнце золотые купола кафедрального собора стали визитной карточкой донской столицы и украшением её панорамы. Однако окажись современный ростовчанин в родном городе сто лет назад, перед его глазами предстала бы совсем иная картина.

Даже при своей сорокапятиметровой высоте нынешний собор показался бы миниатюрным на фоне храма Александра Невского, который вплоть до начала сороковых годов прошлого века оставался самым грандиозным и величественным зданием города.

Съезжаясь 19 декабря 1866 года на своё очередное заседание, члены Ростовской городской думы уже знали, что их нынешняя встреча станет для города исторической. Предстояло решить вопрос о строительстве нового храма, идею возведения которого выдвинул городской голова Андрей Байков. Хотя на Старом базаре только закончилась постройка собора по проекту великого Константина Тона. Стоило ли, казалось, тратить сотни тысяч рублей на новую церковь? Однако энергичный мэр, которого позже назовут отцом Ростова, считал, что храмов много не бывает.

Решение воодушевлённых Байковым думцев было единогласным: «Построить на Новобазарной площади красивый, величественный и соответствующий новейшим успехам зодчества храм, именовав его в память святого благоверного князя Александра Невского».

Проект века

Колоссальная стройка обещала быть долгой, поэтому на площади решили поставить временную церквушку. Но, как известно, ничего не бывает таким постоянным, как временное. Прошло почти двадцать лет, площадь превратилась в огромное торжище, а строительство всё не начиналось. По одной версии, никак не могли насобирать денег, по другой - старту работ мешали ушлые купчики, плотно обосновавшиеся на базаре и не собиравшиеся лишаться налаженного бизнеса. К тому же в это время стараниями недоброжелателей автор идеи Байков был оболган и попал под следствие, оставив пост городского головы. Лишь после его торжественного возвращения к должности дума, вспомнив о своём давнем решении, сделала наконец первые шаги.

Проектировать будущий храм поручили главному архитектору Войска Донского Александру Ященко, среди заслуг которого уже значилось строительство Музея донского казачества и Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. Спустя полгода академик представил эскиз. Предложенный им проект потряс всех: огромное пятикупольное здание, своим массивным величием и формою отдалённо походившее на храм Христа Спасителя, на шестьдесят пять метров уходило ввысь, заставляя тех, кто решил целиком окинуть его взором, поднимать голову к самому небу.

Это было грандиозно и, казалось, невыполнимо. Ведь при таких размерах строительство одной только коробки без учёта внутреннего убранства оценивалось в 850 тысяч рублей - собрать такую сумму не представлялось возможным в принципе. Скрепя сердце, думцы попросили архитектора уменьшить размеры собора, одновременно сократив расходы. Поразмыслив, Ященко доказал, что не зря носит звание академика: убавив высоту храма всего на шесть метров, он сократил цену строительства до 500 тысяч рублей серебром. В мае 1891 года при громадном стечении ростовцев, как именовали тогда жителей донской столицы, протоиерей Фёдор Руднев заложил будущий самый большой храм города. Стройка началась.

«Доколе не разрушится дом Господень»

Местные газеты сразу называли её народной и были совершенно правы. Казне даже не пришлось тратиться: тысячи горожан добровольно пожертвовали деньги на возведение церкви. Главными спонсорами выступили ростовские купцы, отдавшие десятки тысяч рублей. Основным же дарителем выступил владелец крупной торговой компании Пётр Ильин, для которого строительство храма вскоре стало делом всей жизни. Ежедневно купец приходил на площадку, следя за ходом работ, пока его не сразила смертельная болезнь. В 1905 году прикованный к постели Ильин попросил поднять его на носилках на верхотуру, чтобы в последний раз полюбоваться родным городом. Спустя несколько дней мецената не стало.

К тому времени храм был уже почти достроен. Знаменитые живописцы - братья Васнецовы нарисовали эскизы фресок на темы Нового Завета, по которым художники расписали стены и потолки, а камнерезы вырезали из мрамора иконостас. Прилегающую площадь засадили канадскими тополями, превратив её в городской парк, входы в который охраняли каменные львы.

17 июля 1908 года состоялось торжественное освящение церкви. «По своей величине, красоте и великолепию храм может считаться одним из первых на Юге России, - восторженно описывала церемонию местная пресса. - Молитва Господу о создателях и благотворителях храма будет возноситься во все времена, доколе не разрушится храм сей!».

Никто из присутствовавших на площади не подозревал, что времена эти скоро наступят.

Гибель гиганта

Даже в богоборческие двадцатые, когда новая власть десятками ровняла с землёй храмы, Александро-Невская церковь продолжала работать, собирая прихожан. Но вскоре пришла и её пора: в 1929 году явившаяся в храм делегация «воинствующих безбожников» предъявила настоятелю решение исполкома о ликвидации «рассадника опиума для народа». Под плач пришедших на площадь верующих лихие атеисты сбили с куполов кресты, водрузив взамен красные звёзды, а над главным входом повесили транспаранты о перевыполнении пятилетнего плана. Место икон и престолов в алтаре и приделах заняли стенды выставки социалистического строительства на Северном Кавказе.

Однако просуществовал этот сюрреалистический вид недолго. Как ни старались советские власти, обратить храм в «очаг пролетарской культуры» не удавалось. Даже задрапированное плакатами, грандиозное здание продолжало возвышаться над городом, призывая подъезжающих к Ростову перекреститься на осквернённые купола. И тогда появилось решение: Александро-Невская церковь должна исчезнуть навеки, словно её и не было.

Легко сказать - трудно сделать. Специалистов, способных провести взрывные работы такой сложности, среди гражданских строителей в Ростове не нашлось. Пришлось обращаться к военным. Сапёры заложили динамит под несущие стены, главный опустил рычаг динамо-машины. И над толпой ростовчан, пришедших поглазеть на гибель храма, пронеслись сперва стоны, а затем удивление и боязливый восторг: окутавшись дымом и потеряв тонны орнаментной облицовки, раненая церковь осталась стоять. Но радость была недолгой: плюнув на показательность процедуры, сапёры принялись взрывать здание по частям. Спустя неделю на площади лежала лишь груда кирпичей, некогда бывших самым красивым храмом Юга империи.

Расчищенное место постановили отвести под строительство Дома Советов, давшего название нынешней главной городской площади. По проекту будущий административный комплекс помпезностью и размерами должен был затмить исчезнувший храм, ради чего в центре строения архитекторы решили возвести громадную башню, основанием которой служили бы корпуса хозяйственных служб. Однако впоследствии от неё решили отказаться, а в недострое разместили облисполком. Нынче в нём квартирует областное правительство.

О старинном храме, некогда являвшемся украшением донской столицы, вспомнили в начале девяностых. Звучали даже предложения снести здание администрации и восстановить церковь, однако по причине фантастичности замысла реализованы они не были. Лишь в конце девяностых усилиями ценителей ростовской старины у проспекта Ворошиловского появилась отлитая из бронзы уменьшенная копия церкви, а на самой площади Советов красной плиткой выложили контуры разрушенного храма, чтобы каждый мог представить его прежние величественные масштабы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах