Примерное время чтения: 9 минут
278

Владимир Познер: «Мне Путин сказал: кто платит, тот и заказывает музыку»!

Ярчайшие фигуры, возглавившие жюри, — телеведущий Владимир Познер, Михаил Швыдкой (представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству) и Михаил Островский (член совета Общественной палаты РФ) между конкурсными днями успели приехать в ДГТУ, чтобы пообщаться с ростовскими студентами на тему Интернета, телевидения и социальных сетей.

«АиФ-на-Дону» публикует самые интересные высказывания Владимира Владимировича, Михаила Ефимовича и Михаила Владимировича.

О блоггерах и журналистах

В. Познер:

– Информация и журналистика — это разные вещи. Есть информация, а есть профессиональный журналист, который обязан эту информацию дать. Он также умеет этой информацией распоряжаться. Появление своего блога или поста не имеет ничего общего с журналистикой. Здесь происходит некоторая путаница, так называемая гражданская журналистика, популярная в США. Я этого не признаю. Никакой гражданской журналистики нет, это всё равно, что сказать «гражданская медицина». Вот вы доверились бы человеку, который не имеет медицинского образования, - зная, что он хороший человек и видел скальпель не раз, и не два?.. Я бы лично - нет. И здесь то же самое.

М. Швыдкой:

– В журналистике так же, как в программировании или в музыкальном деле, — очень важно профессиональное отношение к делу. Сколько было в старой дореволюционной России семей, в которых вечерами собирались, чтобы помузицировать, читали стихи, которые сами написали, разыгрывали отрывки из оперы. Всё это было очень мило и прелестно. Но никто из них не претендовал на то, чтобы петь в Большом театре!

М. Швыдкой:

 – Сегодня в принципе каждый человек может быть журналистом, каждый человек может быть источником информации. Первая новость о трагедии в Домодедово была передана с мобильного телефона простым свидетелем этого события. Сегодня во всём мире (я не говорю о «живых журналах», блогах), если человек хочет что-то сообщить, он может это сделать очень легко. Но! Этот информационный поток абсолютно в каком-то смысле безответственный. Ну представьте себе, что завтра в каком-то блоге появляется информация о пожаре на Токийской бирже. Так вот, достаточно продержать эту информацию час, чтобы котировки довольно резко изменились. То есть это пространство, которое вполне безответственно ко всему. Что такое сегодня ответственность журналистики при абсолютной свободе передачи информации?

О свободе слова и влиянии государства на СМИ

М. Швыдкой:

– Любая редакция, которая появляется в Интернете, - это всегда некое ограничение свободы: это мы ставим на свой сайт, а это мы на свой сайт не ставим. Если хочешь выдать информацию вне сайта, выйди в твиттер или в ЖЖ.

М. Островский:

- Более 80% газет принадлежат государственной власти и финансируются ею. Поэтому говорить о независимости в этой ситуации, вы сами понимаете, неуместно. Огосударствливание СМИ идёт через приобретение крупными компаниями, которые в свою очередь контролируются государством. Это и Газпром, и Донбасс, и так далее. Недавно из уст Медведева прозвучала фраза о том, что надо разгосударствлевать СМИ, но, кроме этого лозунга, никаких реальных действий не последовало.

В. Познер:

- Объясню на примере «Эха Москвы», чтобы вы понимали. Кому принадлежит «Эхо Москвы»? На 35% - непосредственно работающим на «Эхе», на 65% - «Газпрому Медиа». «Газпром Медиа» кому принадлежит? «Газпрому». «Газпром» кому принадлежит? Власти... картина понятна?

О недоверии к журналистам

В. Познер:

- Журналисты выполняют определённые задания власти, в редких случаях - хозяина, но читатель, слушатель, зритель понимает, что это не то, поэтому он отворачивается и ищет правду в другом месте. И это нормальное явление.

Во времена перестройки, гласности журналисты были среди тех, кому больше всего доверяли. Сегодня наша профессия находится на очень низкой ступени. Почему это произошло? Потому что многие из нас предали эту профессию.

О конце света в 2012 году

В. Познер:

- У меня были очень хорошие друзья, и у них была домработница, которая иногда, возвращаясь с рынка, говорила: «А, между прочим, у среду конец свету». Вот я примерно так к нему отношусь.

О телевидении и Путине

В. Познер:

– Коммерческое телевидение — это бизнес, запомните это раз и навсегда. Есть люди, акционеры, которые хотят, чтобы их акции приносили как можно больше денег. И задача телевидения — сделать так, чтобы его смотрели как можно больше народу. Пресловутый рейтинг... чем он выше, тем дороже стоит продажа одной рекламной минуты. Значит, я хочу, чтобы у меня был высокий рейтинг, следовательно, я буду дороже продавать рекламу. Потому я устремлён в поиск самого общего знаменателя.  

А раз это самый общий знаменатель, значит, волей - неволей я снижаю требования к аудитории. Я могу очень профессионально делать этот продукт, но требовать от аудитории соучастия, сопереживания, размышления я не могу. Это любое телевидение: не только Первый, Второй, Четвертый и так далее каналы. Это бизнес. Если я акционер, и мне говорят, что есть две замечательные темы - Гагарин, ну и про голую женщину (и тут будет больше зрителей), я скажу: давай про голых женщин, я хочу заработать.

Вот в том, что у нас нет общественного телевидения, которое не зависит от рекламы и власти, я считаю, виновата власть. Я лично встречался по этому поводу с Владимиром Владимировичем Путиным, который мне сказал:

– А кто будет платить? У нашего народа же нет денег!

А я ему говорю: Вы когда-нибудь слышали о канадском телевидении «Си би си»?

- Нет.

- «Си би си» целиком поддерживается государством, и закон гласит, что это некий процент от бюджета и снижать этот процент запрещено. 

На это Владимир Путин мне ответил:

- «Ну вы же хороший человек, но очень наивный. Ведь кто платит, тот и заказывает музыку»!

Я ему говорю: - необязательно!

Но я его так и не убедил. Потом писали письмо, и уже с подписью Горбачёва, и получили очень вежливый ответ «Конечно, общественное телевидение - это очень хорошая вещь, но пока ещё рано...».

М. Швыдкой:

– Культура должна создавать творчески ориентированных людей. А телевидение думает о том, как правильно сформировать вкус потребителя в магазине METRO. Или как правильно сформировать выборную кампанию. Технология одна и та же.

Я вспомню слова Томаса Манна: «Театр — это место, которое превращает толпу в народ». Сегодня этим местом стало телевидение. Проблема в одном: мы хотим, чтобы народ стал толпой или чтобы толпа стала народом?

О дальнейшей судьбе традиционных СМИ

В. Познер:

- Когда появилось телевидение, мне было 12 лет, это было в Америке, тогда говорили, что не будет театра и так далее. Но чуть - чуть ошиблись. Газеты, журналы, радио, телевидение — они никуда не денутся. Они будут, и в них всегда будет потребность. Другое дело, что современные информационные технологии будут способствовать их в каком-то смысле видоизменению.

Я регулярно читаю несколько газет. В бумажном виде или в электронном, для меня это не имеет значения, хотя предпочитаю, видимо, в силу своего возраста, бумажную прессу. Я могу на диван лечь с этой газетой...

У меня есть этот «айпэд», но мне не в кайф.

Читаю international herald tribune, New York Times, журнал The Economist, - это в обязательном порядке. Далее «Коммерсант», «Ведомости» — это то, что я читаю, можно сказать, религиозно.

Что касается всяких «ЖЖ», «Газеты Ру» — вот эти все вещи иногда смотрю. Я никогда не могу понять, это правда или неправда — то, что там написано, откуда взята эта информация… Говорят, что... Кто говорит? Или... «из хорошо информированного источника стало известно...» Из какого источника? Ну я как журналист не могу это принять. Я пользуюсь такими источниками, которые за много лет своего существования завоевали определённый авторитет. Я понимаю, что они тоже могут врать, точнее, не врать, а иметь свою политическую точку зрения. И поэтому я читаю разное.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах