aif.ru counter
521

ЖКХ: за что мы платим и переплачиваем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "Аргументы и Факты на Дону" 06/04/2011

Постоянный рост тарифов без чёткого обоснования и прозрачности по видам услуг вызывает справедливое возмущение в обществе. Порой расчёты доходят до абсурда.

Например, до 2006 года в счёт-квитанциях за квартиру услуги «Техобслуживание» и «Вывоз мусора» указывались отдельными строками, причём плата за техобслуживание бралась с 1 кв.м., а за мусор логично - с 1 зарегистрированного жильца. С мая 2006 года эти две услуги объединили в одну, которую назвали «СодРемЖил», что сразу вызвало недоумение у жильцов, поскольку вопреки здравому смыслу плату за мусор (твёрдые отходы производства и потребления - ТОПП) стали взимать с 1 кв.м. Если проследить динамику повышения тарифов, то можно сказать, что в среднем мы сейчас платим примерно в 3,5 раза больше за вывоз мусора, чем если бы плату брали как раньше - с одного человека.

Вообще графа «СодРемЖил» - единственная, которая не регулируется никаким официальным органом, и этот тариф определяется совместным решением собрания жильцов и управляющей компании (УК). Поэтому, наверное, было бы неплохо узнать, за что платят жильцы.

Итак, возьмём пример стандартной «хрущёвки» (УК «ЮгЖил Сервис-Плюс»). Тариф составляет 11,41 руб./1 кв.м. Из них 1,67 забирают УК и ЕИРЦ (Единый информационно-расчётный центр). Вывоз ТОПП - 2,01. Оставшиеся 7,73 руб. делятся на уплату налогов, содержание общедомовых приборов учёта, дезинфекцию подвалов, плату за электроэнергию мест общего пользования, санитарное содержание придомовой территории, т.д. Зная, за что вы платите, вы можете требовать от своей управляющей компании исполнения этих нормативов.

Ещё одна проблема, к решению которой постоянно взывает правительство, - энерго- и ресурсосберегающие технологии. Но сейчас, увы, получается такая картина: приборы общедомового учёта поставили, разницу между потреблением по квартирам и показаниями общедомового прибора посчитали и раскидали на все квартиры. А в суть потерь, которые происходят из-за некачественных сетей, несвоевременного проведения технических мероприятий и др., никто не вникает. А ведь эти потери - в вашей квитанции! Потребовав с ЖЭУ замены текущих в подвале труб, вы увидите, насколько меньше станут счета.

Или возьмём нашумевшую историю с перерасчётом за горячую воду, с которой столкнулись многие жильцы в начале и прошлого, и нынешнего годов. Оказывается, корректировка размера оплаты за холодное, горячее водоснабжение и электроэнергию предусматривает соотношение... площади квартиры и площади всего дома! Возможно, логичнее было бы плату за услуги, которыми пользуются жильцы (а не квадратные метры) взимать именно с жильцов?

Наталья Ямщикова.

От редакции

Наталья Ивановна Ямщикова - пенсионерка. Уже не один месяц и даже не один год она скрупулёзно разбирается в вопросах справедливости оплаты жилищно-коммунальных услуг. 

С её помощью я решила провести собственный эксперимент.

Посчитаем электроэнергию, с которой часто связано больше всего вопросов.

Внизу в квитанции, под табличкой с расшифровкой стоимости услуг, обычно написаны показания приборов учёта («Объём по ОПУ» отражает количество электроэнергии, израсходованной в вашем доме в целом, «По жилым помещениям» - электроэнергии, израсходованной суммарно всеми квартирами вашего дома (в соответствии с теми показаниями, которые снимаются с ваших квартирных счётчиков).

1. Первое, что нам нужно сделать, - вывести коэффициент. Для этого делим «Объём по ОПУ» (в моём случае - 6128,0 квт/ч) на показатель «По жилым помещениям» (5891,40 квт/ч). Коэффициент по моей квитанции равен 6128:5891,4= 1,04.

2. Далее берём расход электроэнергии в вашей конкретной квартире по счётчику (у меня получилось 192 квт/ч за месяц).

3. Затем умножаем показания квартирного счётчика из п. 2. на коэффициент из п. 1. В моём примере: 192х1,04=199,68 квт/ч.

4. И, наконец, получившийся показатель умножаем на установленный в области тариф 3,08 руб./квт/ч (199,68х3,08=615,01 руб.).

Именно цифра из пункта 4 и должна стоять в вашей квитанции в последней графе - «Размер оплаты с учётом остатка (руб.)».

В моей квитанции, однако, была совершенно другая сумма - 832,04 руб. (разница в 217 рублей!). Я позвонила в бухгалтерию ЖЭУ, где сразу же, как только я объяснила механизм своего подсчёта, нашли ошибку! И пообещали в обязательном порядке сделать перерасчёт в следующей квитанции.

Это лишь один из примеров того, почему сумма в квиточке может оказаться намного больше стоимости реально полученных услуг. Наталья Ивановна также настоятельно рекомендует следить за тем, какие показания счётчиков (электроэнергия, горячая и холодная вода) вписаны в вашу квитанцию. Нередко бывает, бухгалтерией плюсуются немаленькие цифры к показаниям ваших же квартирных счётчиков.

Почему я, как и многие другие, никогда не пыталась разобраться, за что же, собственно, я плачу? Доверие к коммунальщикам? Вряд ли. Скорее, предвкушение бесперспективности этого занятия - сложные схемы, непонятные формулы... Кажется, что обычному человеку в этом не разобраться. Но, как показывает практика, надо сесть и разбираться (быть может, проконсультироваться или попросить помощи). Потому что иногда, конечно, молчание - золото. Только течёт оно не в наши карманы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах