Аргументы и Факты
rostov.aif.ru
Ростов-на-Дону
Аргументы и Факты
rostov.aif.ru
Ростов-на-Дону
Примерное время чтения: 5 минут
7070

Дефицит кадров. Эффективно ли аграрное образование?

Александра Горбунова / АиФ

Ежегодно аграрное образования в вузах России получают тысячи студентов. По последним данным, в 2024 году на сельскохозяйственные направления поступило около 80 тыс. человек.

Тем не менее сейчас дефицит кадров в АПК превышает 200 тыс. человек, а в различных сферах, согласно открытым данным, недостает почти 30%-50% работников. Какие меры принимаются для решения этой проблемы?

Поддержка власти

Средний возраст работников сельскохозяйственной отрасли находится на уровне 45-55 лет. То есть привлечение молодежи в сельское хозяйство все еще остается одним из важнейших вопросов. В том числе для этого на федеральный проект «Кадры АПК» из бюджета в этом году будет выделено 7,4 млрд рублей, в 2026 году — 10,7 млрд рублей, в 2027 год — 10,1 млрд рублей.

Цели проекта ставятся вполне четкие и амбициозные — обеспечить укомплектованность кадрами предприятий АПК на уровне не менее 95%.

Рынок труда тоже переживает изменения в связи с кадровым дефицитом. Формируется новая тенденция — компании готовы охотнее рассматривать кандидатов без стажа. По данным hh.ru, в первом квартале 2024 года число вакансий без требования к опыту соискателя выросло на 58 %.

В то же время в АПК не все работодатели готовы брать на работу вчерашних выпускников без опыта. Среди основных причин остаётся несоответствие университетского образования текущим реалиям. Не все университеты успевают перестраивать образовательные планы и программы под современные требования к специалистам отрасли.

Теория без практики?

По данным опроса комиссии Общественной палаты по развитию высшего образования и науки, 85% работодателей считают, что в вузах необходимо повысить уровень практической подготовки студентов, так как возникают трудности с выполнением конкретных заданий. При этом уровень теоретической подготовки выпускников компании оценивают довольно высоко.

Работодатели по-прежнему не удовлетворены качеством практических навыков выпускников вузов, о чем свидетельствуют исследования Национального агентства развития квалификаций. Недостаток знаний современного оборудования и технологий у выпускников вузов и колледжей остается одной из распространенных жалоб крупных агрохолдингов. Компаниям приходится принимать специалистов хотя бы с базовым уровнем знаний и обучать их уже на рабочем месте, в то время как вузам проще не изменять программу обучения, чтобы не искать новых преподавателей. Эксперты НАРК отмечают существующий дисбаланс на рынке труда и неудовлетворенность работодателей качеством практических навыков выпускников.

Тем не менее улучшению ситуации может помочь активное вовлечение работодателей в образовательный процесс. Например, согласно докладу Министерства просвещения о качестве подготовке кадров за 2023 год, 43,6% из общего числа реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования актуализированы совместно с работодателями.

Стажировки на предприятии

Для развития научно-технологической и социальной интеграции университетов создана, например, масштабная программа «Приоритет-2030». Во многом она направлена на выстраивание взаимодействия государства, бизнеса и университетов для решения актуальных отраслевых проблем, особенно в сфере технологического развития страны. Многие крупные университеты, в том числе аграрные, уже активно участвуют в программе и создают новые, актуальные проекты для развития студентов.

Еще одна тенденция, которая в последние годы активно развивается и набирает обороты — стажировки на предприятиях. Производственная практика для студентов существовала давно, но сейчас это направление значительно преобразилось.

Многие крупные бизнесы, в том числе сектор АПК, создают привлекательные условия для развития студентов — именные стипендии, конкурсы проектов, акселераторы, оплачиваемые стажировки и практики и т.д. Такие меры оказываются очень эффективными, студенты активно подают заявления на оплачиваемые стажировки в современных компаниях, чтобы познакомиться с единомышленниками из других городов, получить первый рабочий опыт и увидеть индустрию изнутри.

Флагманом работы со студентами для ранней профориентации и привлечения на работу можно считать IT-сферу. Среди успешных проектов, которые уже закрепились и ежегодно выпускают молодых специалистов, например, «Школа 21» от Сбербанка, проекты Т-банка или Яндекса. Но сейчас найти стажировку можно практически в любой сфере — от ИТ до медицины, от генетики до альтернативных источников энергии и даже моды.

Стажировки во многом решают проблему с получением первого рабочего опыта для молодых специалистов, так как подобную практику вполне можно указать в резюме. Также стажировка является хорошим шансом проявить себя в компании и получить официальный оффер. Например, в HR-службе агрохолдинга «СТЕПЬ» недавно отметили, что в прошлом году количество заявок, поданных на прохождение стажировок в компании, выросло в три раза по сравнению с 2023 годом. Студентов, прошедших практику, активно приглашают на работу, потому что такие специалисты уже проявили себя и имеют релевантный опыт. Так, по статистике около трети студентов, прошедших стажировку в агрохолдинге «СТЕПЬ», после получения диплома трудоустраиваются в компанию.

Для решения кадрового вопроса в АПК требуется комплекс мер, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и образовательных учреждений. Сейчас существует много перспективных проектов, которые направлены на пополнение кадрового рынка, и они начинают показывать свою эффективность: привлечение студентов на стажировки и практика в компаниях. АПК стремится адаптироваться к современным условиям рынка труда и использовать наиболее эффективные методы для привлечения молодых специалистов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах