Примерное время чтения: 6 минут
96

Кто наведёт порядок в сфере ЖКХ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "Аргументы и Факты на Дону" 08/06/2011

Полы подметены и помыты. На входе в подъезд металлическая дверь. Вот только почти всей этой опрятности жители обязаны не добросовестности управляющей компании, а себе. Когда выходим из подъезда, Лидия Дмитриевна Табунщикова объясняет:

- А ещё года два назад страшно было войти... Наркоманы кололись в нашем подъезде, мужики пили. Стояла вонища. Со стен краска лохмотьями свисала...

Появилась и другая беда - прогнили водопроводные стояки. Жители пожаловались в свою управляющую компанию - РЭУ-14 (подразделение «Коммунальщика Дона») один, второй, третий раз. И, не увидев результата, поняли, что спасать подъезд придётся самостоятельно.

Обязательства только на бумаге

Инициаторами стали два пенсионера. Святославу Серёгину 77, Лидии Табунщикой 74. Табунщикова обзвонила и обошла фирмы, ставящие железные двери. Нашла ту, что брала посильные для жителей деньги. Люди сбросились - так в горе-подъезде появились нормальная дверь и домофон. Потом пенсионеры искали строительную бригаду, которая бы покрасила-побелила подъезд.

- Все заламывали огромные суммы, - жалуется Табунщикова.

В итоге привести стены и потолок в порядок взялся живущий в этом же подъезде строитель. Позвал на подмогу напарника. Ремонт обошёлся каждой квартире в 2 тысячи руб. После люди сами вымели и вынесли весь мусор, сами подкрасили окна. Объясняют: подъезд подметает уборщик, нанятый управляющей компанией. Но полы последний раз он протёр год назад. Поэтому их жильцы моют сами - по очереди.

Разрешилась и проблема со стояками. Жители сбросились по 5 тысяч рублей.

- Дорого, но что поделать? Не сидеть же без воды, - грустно говорит Святослав Николаевич.

Так же, частным образом, нашли слесарей. Заплатили. Те поменяли стояки.

Всё это было бы хорошо, если бы не одно «но». Многое из того, что люди делают самостоятельно или за отдельную плату, прописано среди обязательств управляющей компании. Другими словами: оплачивая счёт за квартиру, они уже платят и за мытьё подъезда, и за многое другое.

«Не обращайте внимания на договор...»

В этом году терпение жильцов лопнуло, решили добиваться своих прав. Пока результат нулевой. Например, в доме бьют тревогу: из-за того, что пришла в негодность отмостка (узкая лента асфальта вокруг дома), в дождь вода течёт в подвал, разрушается фундамент. По дому побежали трещины...

- Вот я неделю назад опять пошёл в управляющую компанию, - рассказывает Святослав Николаевич. - Показываю подписанный с нами договор, - он протягивает мне тонкую брошюрку. Открывает. Зачитывает пункт, где сказано, что компания обязуется «устранять местные деформации, усиливать и восстанавливать повреждённые участки фундамента», что должна приводить в порядок отмостку.

- Указываю двум сотрудникам на этот пункт, - продолжает Серёгин. - А они хором: «Да вы не обращайте внимания на этот договор!» Он, мол, типовой, один на всю Россию. И мы этот пункт исполнять не будем.

...И ещё долго мы не могли проститься. Люди жаловались, что в компании потеряли протокол общего собрания, где жильцы просили включить дом в программу капремонта; что в ежегодных отчётах ничего не разберёшь.

- Или ещё вопрос, на который ответа не добьёшься, - говорит Серёгин. - Из отчёта за 2009 год следует: управленческому персоналу компании наш дом заплатил больше, чем всем работникам, вместе взятым (дворнику, слесарю и др.). Почему?!

«Не ведитесь на уловки компаний»

Проконсультировать читателей «АиФ на Дону» по наиболее острым вопросам, связанным с деятельностью управляющих компаний, взялась начальник отдела жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Марина Положий. 

- Жилищный кодекс обязывает управляющие организации раз в год отчитываться перед жителями. Но даже это требование не все исполняют... Как быть?

- Если не выполняются условия договора, у жителей есть право в одностороннем порядке его расторгнуть. Хотя в данном случае даже неважно, прописано ли в договоре, что УК обязана отчитываться (безусловно, этот пункт должен быть). Ведь требование об отчёте есть в Жилищном кодексе. Как расторгается договор? Созывается общее собрание. Жители голосуют метражом своей квартиры. То есть решение считается принятым, если за него проголосовали собственники более 50% общей площади дома (50% плюс хотя бы 1 квадратный метр). Затем жильцы должны выбрать уполномоченное лицо, которое уведомит УК о расторжении договора. Правда, у УК есть право через суд оспаривать решения собственников.

- Если люди поняли, что договор плох, написан общо или ущемляет их права, как его изменить?

- Внести поправки можно в любой момент. Процедура та же - собирается общее собрание, собственники голосуют. Выбирается лицо, которое уведомит УК о решении.

- Многие жильцы, слыша слово «суд», разводят руками: нет денег на адвоката.

- По-хорошему должны существовать юрфирмы, которые бы консультировали по вопросам, связанным с ЖКХ. Но пока и рынок таких юридических служб и управляющих организаций не развит...

- Люди жалуются: УК отказывается делать ремонт, прописанный в договоре, мотивируя тем, что в доме есть должники по оплате за ЖКУ...

- Это уловки управляющих компаний! Истребовать через суд долги у неплательщиков - их обязанность. Да и наличие долгов не оправдывает невыполнения компанией своих обязательств. В этом случае надо через суд понудить компанию исполнить обязательства.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах