Примерное время чтения: 7 минут
345

«Мультпилюля» доброты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "Аргументы и Факты" на Дону 06/02/2014

- Какова задача нашей студии? Да знаете, она прежде всего в том, чтобы помочь нашей детворе стать «человеками» - добрыми и отзывчивыми людьми, научить по-настоящему сопереживать, плакать и радоваться, - улыбается руководитель Азовской Детской образцовой киностудии анимационных фильмов «Солнышко» Александр ЦЫБУЛИН.

А если перевести длинное название на более простой язык, то «Солнышко», пожалуй, единственная студия на Дону, где детвору учат снимать самые настоящие мультики.

...«Солнышко» появилось в Азове в 1970-м.

- Однако официальной датой открытия считается конец 1973 года. Почему? Да просто у нас совести не хватало именоваться студией, пока мы ни одного фильма не сняли, - объясняет Цыбулин.

Впрочем, уже в 1973-м студию и заметили специалисты: мультик «Черешня» получил награду на детском всероссийском фестивале. А в 1979-м пришло другое признание: мультфильм «А без воды...» получил главный приз Союзмультфильма. Автор - подросток Олег Майборода подружился с Романом Качановым (автором знаменитой «Чебурашки»). После «А без воды...» получил и золотую медаль международного фестиваля в Финляндии.

В совокупности в детской студии сняли более 130 мультиков, 87 фильмов стали участниками, победителями и призёрами всевозможных российских и международных фестивалей.

Недавно студия отметила 40-летие. О судьбах воспитанников и о его собственной, о том, как рождаются сценарии, и о прочем мы и расспросили Александра Цыбулина.

Герои - перчатки

- Как сложилась ваша жизнь и почему вы увлеклись мультиками?

- Корнями я из Азова, здесь провела детство моя мама, но потом семья перебралась на Кубань - в станицу Новоминскую, - рассказывает он. - После школы меня взяли на Азовский оптико-механический завод, где и выучился на токаря. Потом поступил в Краснодарский пединститут, на худграф. В те, молодые, годы я и познакомился с Татьяной, она училась на ин­язе. Мы влюбились, поженились. А году в 1967-м я случайно нат­кнулся в газете на заметку «Де­ти снимают мультики». В ней рассказывалось о первой в СССР детской анимационной студии «Флоричика» в Кишинёве. И меня это пленило! Я ведь заболел кино, и в частности мульт­фильмами, намного раньше.

После окончания вуза мы с Таней обосновались в Азове. Меня взяли в городской Дворец пионеров, где я по собственному почину и организовал студию анимации, ИЗО и декоративно-прикладного искусства, которая после переросла в сугубо мультипликационную.

- Слышала, что первый мультик вы сняли с помощью двух старых стульев, куска стекла. А персонажами были... чьи-то старые вязаные перчатки.

- (Улыбается). Всё так. У нас не было ничего, кроме этих стульев, стекла и старенькой камеры «Киев-16». Мы вставляли в перчатки проволоку, сгибали «палец» - делали кадр. Потом сгибали чуть сильнее - снова кадр.

- Лет через 7 вы уговорили и жену преподавать в студии, она тоже стала мультипликатором.

- Это был наш общий душевный порыв! Нет, правда! Да и оказалось, что Таня прекрасно рисует.

Талантами не рождаются

Методика Цыбулиных на первый взгляд странна и, уж совершенно точно, альтруистична. В «Солнышко» берут всех желающих - хоть есть у ребёнка способности к рисованию, хоть нет, лишь бы ему на самом деле хотелось снять свой мультик. Берут, как шутят здесь, от 8-летних до 80-летних. Старшим детям можно приходить тогда, когда им удобно, а не строго по расписанию. Хотя это и противоречит официальному уставу.

- Александр Васильевич, получается, можно стать мультипликатором, и не умея рисовать?

- Знаете, в нашей студии мы занимаемся преимущественно рисованной анимацией. Но берём действительно даже тех ребят, у которых явно нет предрасположенности к рисованию. Они не видят ни формы, ни объёма, ни линии.

- ?

- Ну, во-первых, мир знал и замечательных мультипликаторов, которые вообще толком не рисовали. Канадец Марк Лорен создавал мультяшных героев из геометрических фигур. Но сколько в них было переживаний, эмоций!.. Так что в нашей политике вполне разумная под­оплёка: мультипликация, как и кино, зиждется не только на картинке, но и на сценарии, драматургии. Скажем, ребёнок - неважный рисовальщик, зато может придумать отменный сценарий.

Но самое главное: я не понимаю, как заявить ребёнку: ты бесперспективный? Тем более, что природа таланта - это вообще загадка. У нас бывает так, что ребёнок рисует посредственно, а года через два-три в нём вдруг открывается такое... В этой связи мне вспомнился случай: ещё в 80-х годах Сергей Стародубцев, замечательный ростовский кинодокументалист, снял сюжет об удивительной пожилой женщине из какого-то очень отдалённого донского хуторка. В 60 лет она внезапно начала рисовать ПОРАЗИТЕЛЬНО талантливые пейзажи, горные и морские. Это при том, что она никогда в жизни ни в горах, ни на море не была. Изображала она их ещё и точками - как пунктисты (одно из течений импрессионистов). Но вряд ли, конечно, о них когда-либо слышала. Это было от безвыходности: кисточек у неё не было, жевала кончик спички, тот размягчался. Окунала его в краски, которые сама выжимала из бурака, ещё чего-то...

А что до расписания... Может, скажу лишнее, но мы действительно пишем в журнал больше фиктивно: мол, занятия у старшей группы по понедельникам и средам (младшие всё же ходят строго по расписанию). Но ведь это жизнь! Какой-то ребёнок посещает ещё и спортивную секцию, он не может бывать у нас по понедельникам. Потому старшим мы даём свободу: они ходят, когда хотят и когда могут, в любое время в будни, с полдевятого до шести.

Сюжеты из жизни

Цыбулин включает телевизор и запускает некоторые мультики, в разные годы сделанные в «Солнышке».

Вот снеговик переживает: мол, слепили его слишком поздно и жить до наступления тепла ему недолго. Пожелтевший от любви листик с огромными живыми глазами скучает по вишенке, когда-то висевшей на деревце рядом с ним. А та печально смотрит на него из банки с вареньем. 

- Кто сочиняет сюжеты для мультиков?

- Что-то детвора подсматривает в жизни - делает мультики о промокшем бездомном котёнке, которого увидели под дождём, и т.д. Бывают, конечно, и более сложные, по-настоящему глубокие сюжеты. Помню, мы с талантливым нашим кружковцем (ныне это известный дон­ской художник Юра Бессмертный) возвращались с какого-то фестиваля на поезде. И в окно увидели: на перроне дядька с огромным рюкзаком за плечами уронил несколько монеток прямо на пути. За копейкой он полез буквально под рельс, потом рюкзак на него упал. Юра домыслил ту сценку, сделал мультик о стяжательстве, оказавшийся пророческим. Люди увлекаются деньгами - копят, снова копят... И в конце концов ком достатка наваливается и уничтожает их личность, их жизнь.

Многие, конечно, делают мультик по сюжету рассказа, стихотворения. 

- Где сегодня можно увидеть ваши мультики?

- Судьба наша горькая. Их можно увидеть на фестивалях, куда, впрочем, и наша детвора поехать не может. (Нет денег, участвуем, как правило, заочно. Я бандеролью отправляю диски с мультиками, сам всё оплачиваю, однако что мы об этом?..) Ещё показываем  родителям у нас в студии. Иногда пробиваем, чтобы мультик бесплатно показали по местному ТВ.  Вот так у нас о талантах заботятся...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах