Где искать местные продукты
На Дону продукция местных сельхозпроизводителей реализуется разными способами. Большие агрохолдинги делают это через крупные торговые сети, а фермерские хозяйства в основном продают товар на рынках и ярмарках. Малому производителю на полки сетей попасть по-прежнему сложно. Но недавно лёд тронулся — в регионе на площадях крупных сетей стали открываться «Фермерские островки».
Это торговая площадка в формате shop-in-shop (магазин в магазине). На её прилавках продаётся продукция местных производителей, относящихся к малым и микропредприятиям, работающим по принципу кооперации. Развитие сети «Фермерских островков» происходит в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Сегодня на прилавках донских супермаркетов можно найти широкий ассортимент продуктов, которые раньше встречались только на ярмарках: молочные изделия, сыры, мясо кролика, колбасы, зелень, яблоки, мёд, экохлеб, злаковые каши и многое другое.
«Магазин, открытый в сотрудничестве с торговой сетью, позволит местным жителям приобретать рядом с домом продукцию региональных брендов, — заявил генеральный директор АО „Корпорация МСП“ Александр Исаевич. — В свою очередь, предприниматели, решившие объединиться в кооператив для реализации своих товаров, расширяют рынок сбыта и имеют возможность ознакомить со своей продукцией больше покупателей».
Такое сотрудничество позволит донским производителям реализовывать свой товар в магазинах, а потребители получат доступ к широкому ассортименту фермерских товаров. Тем более, что сейчас наблюдается интерес к местной натуральной, экологически чистой продукции. Такой формат позволяет торговым сетям и малому агробизнесу объединить свои возможности для взаимного роста трафика, при этом покупатель получает дополнительный сервис. Размещение на одной площадке как можно большего объёма предложений различных товаров и услуг повышает конкурентоспособность каждого участника.
Рост по всем направлениям
Потребительский рынок Ростовской области — один из самых крупных в стране. Он занимает пятое место в России и второе среди регионов Южного федерального округа. По итогам прошлого года розничный товарооборот в регионе в действующих ценах составил почти 1 309 млрд рублей. А за первое полугодие 2023-го он увеличился ещё на 8,9%. По статистике, более половины объёма оборота розничной торговли (51,4%) сформировали крупные и средние организации. Доля малого предпринимательства в структуре товарооборота составила 41,5%.
Сегодня на прилавках супермаркетов Дона можно найти широкий ассортимент продуктов, которые раньше встречались только на ярмарках.
«Торговая сеть Ростовской области является многоформатной и в настоящее время включает около 41 тысячи объектов. Активно развивается интернет-торговля, поддерживается работа 42 розничных рынков, а также почти 360 ярмарочных площадок», — рассказал директор областного департамента потребительского рынка Алексей Панкратов.
Онлайн-продажи в Ростовской области за последние три года выросли более чем в восемь раз, а доля интернет-торговли в объёме розничных продаж увеличилась до 6,6%. Ритейл стал чаще интересоваться отечественной, в том числе донской продукцией.
Научить потребителя действовать
Ростовская область входит в топ-3 субъектов по уровню защищённости прав потребителей. В последнем рейтинге донской регион переместился с третьего на второе место.
В этом году на Дону отметили 15-летие реализации программы по защите прав потребителей. За 15 лет в регионе удалось сформировать многоканальную систему, в которую входят организация работы по информационному просвещению потребителей, предоставление бесплатной юридической помощи, кадровое обеспечение, а также обеспечение защиты населения от недоброкачественных товаров и услуг. При этом ведомства используют самые современные информационные технологии.
На территории области действует сеть общественных приёмных по оказанию бесплатной юридической помощи. В прошлом году ею воспользовались почти 3800 потребителей. По данным департамента потребительского рынка, в прошлом году специалисты муниципальных образований оказали помощь более 51 тыс. граждан — это на 10,7% больше, чем годом ранее.
«Я обращалась за такой помощью — в магазине не хотели принимать назад некачественный товар. Мне бесплатно помогли составить претензию и подсказали, как действовать дальше, — рассказывает жительница Волгодонска Надежда Савельева. — Только увидев мою претензию, в магазине не стали со мной связываться, забрали испорченный продукт обратно и вернули деньги».
Для того чтобы дончане смогли получать помощь или консультацию как можно быстрее, в Ростовской области работают тематический сайт по защите прав потребителей, телефон горячей линии и электронная почта.
«Повышенное внимание уделяется и задачам по обеспечению дополнительных гарантий реализации прав потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявлению опасных, некачественных, контрафактных товаров», — пояснили в донском правительстве.
Так, в прошлом году на соответствие качества и безопасности было исследовано сто образцов продукции из 15 товарных групп. Результаты исследований были направлены в адрес предприятий, выпустивших и реализующих некачественную продукцию, а также в контрольно-надзорные органы.