Примерное время чтения: 6 минут
1118

Роковые мандарины. Как в 1982 году в Ростове разбился самолет

Так выглядел самолет Ан-26, который разбился в Ростове.
Так выглядел самолет Ан-26, который разбился в Ростове. / Авторство: Felix Goetting. / Commons.wikimedia.org

Около девяти вечера 23 декабря 1982 года между Ростовом и соседним городком Аксаем раздались жуткий грохот и взрыв. Именно здесь трагически закончился, едва начавшись, полет военно-транспортного самолёта Ан-26. Все 16 его пассажиров погибли.

Что стало причиной трагедии, выяснял rostov.aif.ru.

Фруктовая история

Сейчас в нескольких сотнях метров от места крушения расположился ТРЦ «Мега», а в 1982 году здесь было безлюдно. В данном случае, к счастью, среди погибших - только те, кто был в этот момент в самолете. Все они – летчики.

Место трагедии обозначено синим значком.
Место трагедии обозначено синим значком. Фото: Яндекс-карты

Дело в том, что рейс «Сухуми – Красноводск» с промежуточной посадкой в Ростове-на-Дону был тренировочным. На борту – четверо авиаторов, штурман из Красноводска и одиннадцать летчиков, ранее имевшие дело только с Ан-24. Их и обучали летать на Ан-26.

Летели через приличную часть Советского Союза: из Абхазской АССР в Туркменскую ССР. Конечной точкой был Красноводск, ныне Туркменбаши. Просто тренироваться летчикам, видимо, было не так интересно. Учитывая застойные времена, решили немного подзаработать, что и сыграло роковую роль в этой истории. В Сухуми на борт тайком загрузили триста килограммов мандаринов, которых в солнечной Абхазии зимой было в достатке.

Кому из членов экипажей пришла в голову эта гениальная мысль и где конкретно от фруктов планировали избавиться с выгодой – в Ростове или Туркмении– неизвестно, да и спросить уже давно не у кого. Но только продуманный план разрушили въедливые сухумские милиционеры, которые злополучные мандарины обнаружили и без жалости изъяли. Заняло разбирательство больше двух часов и, вероятно, по окончании тренировочного перелета грозило летчикам крупными неприятностями. Но, увы, их ждали проблемы гораздо хуже административки, увольнения или даже исключения из коммунистической партии.

После этих «фруктовых разборок» уставшие, разочарованные и изрядно расстроенные летчики в Ростов прилетели вечером, когда начинало темнеть. А ведь предстоял еще один большой перелет – на запад Туркмении.

Нелётная погода

В донской столице в тот вечер погода была отвратительная: ветер и туман. Но вылет разрешили, правда, задержали его еще на два часа, но не из-за метеоусловий. Причиной стала перегрузка аэропорта, который находился тогда в черте города, в районе ул. Шолохова. Авиагавань была не такой большой, как нынешний Платов, и двухчасовая задержка рейса из Сухуми потребовала от сотрудников аэропорта изрядных усилий. И это стало еще одним кирпичиком в ряду фатальных случайностей, которые привели к трагедии. Из аэрогавани Ан-26 стартовал только в 20:40.

«Перед вылетом из Ростова с экипажем была проведена предполетная подготовка в полном объеме, но повторной метеоконсультации после задержки с вылетом в связи с перегрузкой аэропорта, которая составила более двух часов, экипаж не проходил», — говорится на сайте Airdisaster.ru, посвященном авиакатастрофам.

Там же упоминается о том, что при запуске возникла проблема со вспомогательным двигателем. В таких случаях пилотам рекомендуется отказаться от полета. Но экипаж на свой страх и риск решил взлетать. В итоге «взлетная масса превысила расчетную на 943 кг».

Разбег и взлет прошли нормально, но на высоте 70 м «началось плавное уклонение влево от линии пути из-за бокового ветра и неточного выдерживания экипажем курса». Беда в том, что пилоты этого не заметили – скорее всего, из-за темноты и тумана (вертикальная видимость, по данным расследования, составляла 60 м, горизонтальная - 720 м). На высоте 170 метров убрали закрылки. И здесь свою роль сыграла особенность Ан-26, у которого закрылки убираются быстрее, чем у других самолетов. Это требует от пилотов быстрой реакции, но в этот раз они не справились. Момент проседания лайнера пропустили, слишком поздно потянули штурвал на себя. Самолет стал снижаться.

«20:43:30 Штурман: Выход, прямая 200, правым разворотом на курс 140.

20:43:40 Штурман: 200м, скорость 315, 15 канал.

20:43:50 Кто-то из экипажа: Ростов, круг 26627, взлет на Егорлык.

20:43:54 Кто-то их экипажа: 627, 1200 доложу… конец записи», — это последние слова погибших летчиков, которые услышали после расшифровки черного ящика. Остальное заглушил зуммер опасной высоты радиовысотомера.

В пяти километрах от взлётно-посадочной полосы Ан-26 врезался в деревья на скорости 405 км/ч. У него отвалилась правая часть крыла, и еще через 75 метров он ударился о землю правым двигателем и хвостом. Время полета заняло одну минуту и 40 секунд. Все, кто находился в лайнере, мгновенно погибли. 

Список членов экипажа Ан-26
Вячеслав Алексеенко, Виктор Андреев, Николай Бабкин, Равиль Бигеев, Николай Гетманов, Марат Гимранов, Михаил Глеков, Нурмамед Дашлиев, Иван Дементьев, Млдаман Ишметов, Владимир Каплин, Сергей Левада, Андрей Сухомлинов, Виктор Ткаченко, Владислав Устюгов, Геннадий Шаров.

«Причиной катастрофы явились недостаточные и несвоевременные действия экипажа по балансировке самолета в процессе уборки закрылков после взлета, что привело к резкой потере высоты и столкновению с препятствиями в сложных метеоусловиях», — таковы выводы комиссии, которая расследовала трагедию.

Памятник погибшим авиаторам в Туркменбаши (бывшем Красноводске). Кликните для увеличения.
Памятник погибшим авиаторам в Туркменбаши (бывшем Красноводске). Кликните для увеличения. Фото: АиФ-Ростов

Все летчики были похоронены на одной аллее кладбища в Красноводске. На авиационном предприятии города им установили памятную стеллу. В Ростове памятных знаков, посвященных авиакатастрофе, нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах