По результатам социологического исследования, проведенного по инициативе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в партнерстве с Всероссийским Союзом страховщиков, о своем праве на замену страховой медицинской организации 1 раз в год осведомлена значительная часть застрахованных россиян – 31,4%.
В ФОМС напоминают, что если застрахованный гражданин не удовлетворен качеством работы своей страховой медицинской организации, он имеет право на ее замену. Однако, в вопросах замены страховой медицинской организации (СМО) в системе ОМС есть некоторые ограничения. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ содержит следующие условия: замену можно осуществлять не чаще раза в год.В ФОМС уточнили, что есть ряд исключений, которые позволяют пациенту произвести замену чаще одного раза за год. Среди них: смена места проживания; прекращение действия договора по причине ликвидации СМО.
«При переезде на новое место жительства гражданин не всегда сразу может выбрать СМО, в которой он желает обслуживаться. Поэтому ему предоставляется месяц, чтобы он имел возможность узнать репутацию каждого страховщика и сделать свой осознанный выбор», – пояснили в ФОМС.
Сама процедура замены страховой медицинской организации проста. Рекомендуется найти перечень СМО, осуществляющих деятельность в интересующем регионе. Реестр компаний можно увидеть на официальном сайте территориального фонда ОМС. Здесь приводится название организации, её фактический и юридический адрес, ФИО руководителя, контактные данные, дата выдачи лицензии. Также содержится полная информация об адресах пунктов выдачи страховых полисов. Далее необходимо подать заявление в выбранную СМО. Такие обращения можно подавать и в ТФОМС, но предпочтительнее сразу обратиться в СМО. Если пункт выдачи полиса расположен далеко от места жительства гражданина, подать заявление на замену можно через любое отделение МФЦ. Далее – прийти в назначенное время, чтобы получить готовый полис. По закону процедура замены не занимает более 30 рабочих дней, но, как правило, полис выдаётся намного раньше.
Отметим, что социологическое исследование, проведенное по инициативе ФОМС в партнёрстве со Всероссийским союзом страховщиков, показало высокий уровень лояльности граждан к своим страховщикам. желание поменять страховую организацию заявила крайне малая доля застрахованных - 3,5%, большинство не желает поменять страховую медицинскую организацию – 69,8%.
Россияне довольно высоко оценили уровень работы СМО. Отметили их работу как хорошую или отличную – 20,2% респондентов, средний уровень удовлетворенности отметили подавляющее большинство опрошенных – 69,1%.
Исследование показало, что сегодня застрахованные обращают особое внимание на качественную работу СМО, куда граждане нашей страны чаще всего обращаются за восстановлением своих прав в сфере охраны здоровья. Так, наиболее частые причины обращений – это проблемы и конфликты, возникающие во время лечения (38,1%). Каждый четвертый пациент пошел в свою СМО за консультацией в части организации медицинской помощи (27,4%), а каждый пятый – за справочной информацией (22%). Именно вокруг функций защиты прав и помощи в процессе оказания медицинской помощи сформированы основные ожидания россиян от работы института страховых представителей.