Примерное время чтения: 7 минут
400

В топе ведущих вузов страны. О науке, образовании и мотивации в профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "АиФ на Дону" 04/02/2020

В январе 2019 года Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) возглавила доктор экономических наук, профессор Елена Макаренко. Как проходит учебный процесс, какие главные задачи стоят перед университетом и легко ли руководить одним из лучших вузов страны? Узнаем у самого ректора.

Миссия – это важно!

– Елена Николаевна, РГЭУ (РИНХ) – один из крупнейших и лидирующих в сфере экономического образования России университет. Легко ли удержать такую высокую планку?

– Соответствие статусу лидирующего университета в сфере экономического образования России требует многого. И это, по сути, не может быть просто. Мы непрерывно развиваемся и совершенствуем образовательные процессы, протекающие в университете. Открываются новые направления подготовки специалистов для различных сфер экономики. А в уже реализуемых направлениях постоянно совершенствуются методы и программы подготовки будущих профессионалов, опережая формирующиеся потребности рынка. Мы сохраняем стабильно высокий темп, и это требует от каждого сотрудника, преподавателя, менеджера университета постоянной самоотдачи и высокой мотивации. Мотивация выражается в нашей миссии, которую неформально мы сформулировали для себя так: готовить специалистов, способных делать экономику нашей страны лучшей в мире! И это не только подготовка «экономистов». Мы готовим профессионалов для разных отраслей: информационные технологии, юриспруденция, лингвистика и журналистика и пр. Кроме того, являясь центром научного знания и взаимодействуя с бизнесом, мы внедряем инновации в реальный сектор. Это также способствует экономическому росту.

К примеру, в прошлом году РГЭУ (РИНХ) стал оператором масштабного регионального проекта Ростовской области «Популяризация предпринимательства». В рамках этого проекта открыто более 280 новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Более десяти тысяч человек обучены ведению бизнеса, более четырёх тысяч вовлечённых школьников и 17 тыс. человек протестированы на предрасположенность к предпринимательству. Мы провели многочисленные лекции, семинары, деловые игры, форумы и многое другое. В 2018 году университет выступал главным разработчиком Стратегии социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на период до 2030 года. В июле прошлого года команда университета приняла участие в федеральном образовательном интенсиве в Сколково «Остров 10–22». Заняла второе место, войдя в первую тройку среди ста ведущих вузов страны, успешно защитив проект цифровой трансформации университета. РГЭУ (РИНХ) вошёл в состав Южного  научно-образовательного центра, который специализируется на цифровой трансформации агропромышленного и индустриального комплекса. Университет одним из первых в стране принял участие в программе «Цифровые сертификаты» – бесплатном обучении современным цифровым специальностям жителей Ростовской области. Открыт университетский коворкинг, «Точка кипения», Яндекс-лицей. Я могу и дальше продолжать, но боюсь перечисление основных наших достижений займёт все оставшееся время.

Рейтинги необходимо учитывать

– Как вы относитесь к разного рода рейтингам вузов?

– Рейтинги стали повседневной реальностью для университетов, отрицать их важность бессмысленно. Высшее образование становится глобальным, молодые люди едут учиться в другие страны или другие города своей страны. Делая выбор, куда поступать, они сравнивают высшие учебные заведения, и рейтинги – один из инструментов такой оценки.

– Какими достижениями РГЭУ (РИНХ) вы особенно гордитесь?

– Меня очень радует, что достижения университета не остались не замеченными и сегодня мы принадлежим к очень небольшому числу российских университетов, которые входят в рейтинги двух главных рейтинговых агентств мира Times Higher Education и Quacquarelli Symonds (QS). В рейтинге влиятельности университетов (University Impact Rankings) Times Higher Education в прошлом году РГЭУ (РИНХ) вошёл в топ-200 университетов мира, а по критерию «Мир, правосудие и эффективные институты» занял второе место в мире. Также согласно Quacquarelli Symonds (QS) наш университет включён в число лучших университетов Восточной Европы и Средней Азии 2020 года. В рейтинге «Национальное призвание» РГЭУ (РИНХ) вошёл в десятку лучших социально-экономических вузов страны. В подтверждение тезиса о рейтингах как об инструменте, помогающем в выборе учебного заведения, хочу привести географию наших студентов: в прошлом году учёбу в Ростовском государственном экономическом университете выбрали абитуриенты из 59 регионов России и 18 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

– Какую роль в обучении студентов играют международные связи университета?

– Мы уже говорили, что высшее образование глобально по своей природе. Не бывает японского закона всемирного тяготения или немецкого закона спроса и предложения. Большинство знаний носит универсальный характер. Университеты – это то место, где знания накапливаются и передаются. Делать это в замкнутом пространстве невозможно и даже опасно – можно отстать. Поэтому РГЭУ (РИНХ) активно развивает партнёрство с другими вузами как в России, так и за рубежом. Среди наших партнёров известные университеты Франции, Италии, Германии, Великобритании, Швеции, Греции, Швейцарии и других европейских стран, активно развивается восточное направление. За последнее время Ростовский государственный экономический университет подписал соглашения о сотрудничестве с университетами Японии и Южной Кореи. Мы активные участники трёх больших международных университетских ассоциаций. Благодаря нашим широким связям с зарубежными вузами студенты имеют возможность проходить семестровые стажировки в университетах-партнёрах, учиться на совместных образовательных программах, участвовать в конференциях, летних и зимних школах по всему миру. В университете частыми гостями являются ведущие учёные, которые проводят для наших студентов лекции, мастер-классы, семинары. Все это даёт нашим ребятам огромные дополнительные возможности для их профессионального и личностного развития.

Научить студента учиться

– Сейчас во всём мире образование активно уходит в интернет. Российские вузы тоже вынуждены считаться с этой тенденцией и вводить системы дистанционного обучения. Как вы к этому относитесь?

– Безусловно, общемировой тренд привёл к тому, что в большинстве российских вузов появились образовательные программы с элементами дистанционного и электронного обучения. Не стал исключением и наш университет – студенты через портал дистанционного обучения получают авторизованный доступ к электронным материалам курса, разработанным преподавателем, к оценочным средствам, форумам и чатам.

Кроме того, развивается практика признания результатов освоения массовых открытых онлайн-курсов в качестве результатов обучения по дисциплинам наших учебных планов. Однако в рамках реализации программ высшего образования мы не планируем переход на исключительно электронное обучение. Это прекрасные технологии. Они помогают индивидуализировать образовательные траектории студентов, выявить пробелы в знаниях и предложить каждому обучающемуся контент для их ликвидации. При этом только офлайн-образование может, во-первых, научить студента учиться. Ведь по разным оценкам до конца онлайн-курсов доходят не более 20% слушателей. А во-вторых, развить навыки командной работы. И наш приоритет именно в офлайн-образовании с элементами дистанционного обучения.

– Какая система материального поощрения для талантливых студентов есть в вузе?

– За успешную учёбу по итогам промежуточной аттестации за счёт средств федерального бюджета студентам выплачивается государственная академическая стипендия. За счёт собственных средств университет выплачивает повышенную стипендию за достижения в учебной, общественной, научно-исследовательской, культурно-творческой и спортивной деятельности. Также при поддержке университета наши студенты имеют возможность участвовать в стипендиальных программах бизнес-партнёров, губернаторских, правительственных и президентских грантах. Кроме прямых денежных выплат талантливым студентам университет предлагает бесплатное изучение английского языка на платформе Skyeng, занятия в спортивных секциях и профессиональных творческих коллективах.

– Насколько сегодня выпускники вашего университета востребованы на рынке?

РГЭУ (РИНХ) находится в лидерах по трудоустройству своих выпускников. Согласно данным Центра занятости, в первые три месяца после окончания университета трудоустраиваются почти 99%. Часть студентов уже на 3–4-м курсах создают рабочие места как основатели собственного бизнеса, и этот процент постоянно растёт. Выпускники университета – это депутаты Государственной Думы, министры региональных правительств, есть даже премьер-министр зарубежной республики, олимпийские чемпионы, бизнесмены и банкиры федерального масштаба. А также учёные, имена и труды которых известны далеко за пределами нашей страны.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах