Примерное время чтения: 8 минут
267

Русский язык – народы роднит. Как укрепить позиции великого и могучего

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ на Дону» 28/11/2018
В основе процесса повышения квалификации - диалог и обмен опытом
В основе процесса повышения квалификации - диалог и обмен опытом / Игорь Ратке / Из личного архива

Сегодня об участии института в федеральной целевой программе «Русский язык» и государственной программе «Развитие образования», рассказывает заведующий кафедрой филологии и искусства института Игорь Ратке.

В центре внимания - опыт учителя

Игорь Ратке: «Наш институт идёт в ногу со временем. Мы ответственно и творчески подходим к выполнению своих задач в сфере образования. Один из примеров такого подхода - участие института в федеральной целевой программе «Русский язык» и государственной программе «Развитие образования».

Наш институт выбрали в качестве стажировочной площадки реализации этих программ неслучайно. В донском регионе бок о бок живут русские, украинцы, армяне, турки, белорусы, татары, азербайджанцы, чеченцы, цыгане, корейцы, грузины. Уникальные традиции многовекового соседства многих народов обусловили особое внимание, которое в образовательной системе Ростовской области уделяют преподаванию русского языка. Дон издавна называют «воротами Кавказа». Здесь огромное поле взаимодействия культур и колоссальная потребность в русском языке как языке межнационального общения.

Игорь Ратке, заведующий кафедрой филологии и искусства, кандидат филологических наук, региональный координатор реализации федеральной целевой программы «Русский язык».
Игорь Ратке, заведующий кафедрой филологии и искусства, кандидат филологических наук, региональный координатор реализации федеральной целевой программы «Русский язык». Фото: Из личного архива/ Игорь Ратке

За три года реализации государственных проектов, направленных на укрепление позиций русского языка, наш институт в сотрудничестве с регионами-партнёрами, с учреждениями культуры добился больших успехов».

Анна Шеремет, «Аргументы и Факты на Дону»: Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- В 2016-2018 годах повышение квалификации по вопросам обучения русскому языку прошли 3393 учителя русского языка. В помощь учителям сотрудники нашего института подготовили 96 печатных изданий. Это – учебно-методические, методические пособия, методические рекомендации, методические статьи, рабочие тетради по актуальным вопросам обучения русскому языку, литературе, литературному чтению.

У нас полностью обновилась материальная база. На федеральные и региональные средства закупили самое современное техническое оборудование - программно-аппаратный комплекс «Детская творческая мастерская», интерактивную многозадачную мобильную платформу лектора, планшетные ПК, информационные терминалы, интерактивный ЖК-экран, мобильные учебные классы, мобильные интерактивные комплексы, ноутбуки-трансформеры.

Кстати, цифровизации в целом мы уделяем повышенное внимание. Ведь современное образование невозможно себе представить без компьютерных технологий. К примеру, высокую эффективность показала онлайн-диагностика психолого-педагогической компетентности учителей русского языка и литературы, начальных классов. Это своего рода форма итогового тестирования. Положительно оценён проект «Методический навигатор». Он направлен на использование сервисов web 2.0 для решения практических педагогических задач учителями, преподающими русский язык на разных ступенях образования.

В институте есть свой банк передового педагогического опыта. Это поистине бесценный ресурс. За три года этот банк пополнили почти две сотни методических разработок учителей. Они охватывают самые важные вопросы школьного филологического образования и свидетельствуют о богатейшем творческом потенциале, накопленном как Ростовской областью, так и нашими соседями - Чеченской Республикой и Дагестаном, с которыми мы тесно сотрудничаем.

Педагог будущего

- Вы как-то помогаете учителям в их дальнейшей работе?

- Наш институт использует разные формы интерактивной поддержки и сопровождения педагогов на семинарах, круглых столах, методических семинарах, мастер-классах, форумах, научно-практических конференциях, тренингах, лекциях-дискуссиях, в самостоятельной работе с современными средами ИКТ. В том числе в формах дистанционного образования, медиаобразования, рефлексии. Мы делаем всё возможное, чтобы создать лучшие условия для профессионального развития и личностной ответственности каждого участника стажёрской практики.

На Северном Кавказе большая потребность в изучении русского языка.
На Северном Кавказе большая потребность в изучении русского языка. Фото: Из личного архива/ Игорь Ратке

- На ваш взгляд, каковы сегодня требования к профессии педагога? Меняются ли они со временем?

- Современный учитель – это, прежде всего, творчески мыслящий, открытый всему новому мастер своего дела, который находится в постоянном поиске. Трёхлетний опыт реализации государственных программ помог нам расширить методику эффективного обучения русскому языку, литературе, литературному чтению.

Мы включили в практику повышения квалификации модель тьюторского сопровождения развития профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, начальных классов, а также темы, связанные с совершенствованием ИКТ-компетентностей педагогов, занятия в форме стажёрской практики, основанные на изучении лучшего педагогического опыта учителей-новаторов. Обновлённые программы уже показали свою эффективность.

Знания зрелых и дерзость молодых

- А как взаимодействуют между собой педагоги разных поколений? Традиции и новаторство   совместимы?

- Безусловно. Опыт зрелых и дерзость молодых должны сливаться в единое целое. Мы уже накопили богатый опыт профессионального сопровождения молодых учителей.

Своими идеями, открытиями и профессиональным опытом педагоги обменивались на региональном форуме «Молодые педагоги – донскому образованию», на научно-практической конференции «Молодой учитель в инновационном образовательном пространстве», на региональном семинаре руководителей школ молодых педагогов «Региональный инновационный кластер».

Мы уверены, что наше участие в госпрограмме, направленной на развитие кадрового потенциала, будет способствовать дальнейшему совершенствованию педагогического наставничества, раскроет богатый методический потенциал такой формы работы с молодыми педагогами, как стажировка у лучших учителей русского языка и литературы, начальных классов. А также обеспечит плодотворное освоение инновационного опыта, накопленного профессиональным сообществом Ростовской области, позволит преодолеть существующий дефицит молодых учительских кадров.

В 2019 году расширится контингент педагогов-участников курсовой подготовки.
В 2019 году расширится контингент педагогов-участников курсовой подготовки. Фото: Из личного архива/ Игорь Ратке

- Вы будете четвёртый год участвовать в государственной программе, направленной на укрепление позиций русского языка. Что в планах у института?

- Впереди год серьёзного обновления форм и методов работы. Время педагогического творчества, инновационного прорыва. Перед стажировочной площадкой стоят непростые задачи, решать которые необходимо, гармонично сочетая уже накопленный богатый опыт с нестандартными новаторскими подходами.

В 2019 году расширится контингент педагогов-участников курсовой подготовки. Помимо учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов, обучение по обновлённым дополнительным профессиональным программам пройдут руководители образовательных учреждений, школьные библиотекари, педагоги дошкольных образовательных организаций. Ключевым понятием, которое объединит все эти категории педагогических работников, станет понятие «единая языковая среда образовательного учреждения». Будем расширять уже налаженное сотрудничество нашего института с муниципальными и региональными учреждениями культуры – библиотеками, музеями, галереями, выставочными залами.

Мы продолжим осваивать новые методики, направленные на популяризацию русского языка и региональных культурных традиций. К уже известным фестивалям и конкурсам детских и учительских проектов, семинарам, практикумам, литературным гостиным добавятся новые.
Например, Закруткинские чтения, образовательный интерактивный проект «Ростов­ литературный», спектакль-модерация по произведениям А.П. Чехова, литературно-
художественная мастерская, творческие площадки, фестиваль профессиональных  учительских сообществ, целый ряд интереснейших мероприятий, посвящённых изучению творчества М.А. Шолохова. Такое разнообразие позволит значительно расширить
возможности образовательной системы региона по укреплению позиций русского языка.

Своим опытом успешного обучения русскому языку, литературе, литературному чтению учителя Дона и других регионов поделятся на научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях, педагогической ассамблее инноваторов. А также на страницах методических журналов института «Практические советы учителю» и «Региональная школа управления».

Донское образование всегда будет уделять первоочередное внимание вопросам всемерного укрепления позиций русского языка. Ведь, как справедливо заметил Александр Куприн: изучение и сбережение русского языка не праздное занятие от нечего делать, а насущная необходимость.

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах