По данным Минобрнауки, в 2022 году средняя стипендия в России составит 1755 рублей. даже с учётом помощи родителей молодым людям этого не хватает, чтобы удовлетворить все потребности. Да и не всегда мамы с папами из областных посёлков в состоянии обеспечить жизнь подросшего ребёнка в донской столице.
Где ростовские студенты находят работу и сколько им удаётся получать, выяснил «АиФ-Ростов».
Писал дипломы и завалил сессию
Авторы исследования ВШЭ подсчитали, что 55% бакалавров и 84% магистров учатся и параллельно работают. Но далеко не всем удаётся найти стабильное место заработка, которое не мешало бы обучению.
Мы попросили уже опытных в поиске работы студентов донской столицы рассказать истории своих успехов и поражений на поприще совмещения учёбы с работой.
Аспирант направления «психологические науки» Евгений Молотов:
– Поскольку моё образование пересекается с работой с детьми, во время учёбы в магистратуре я решил попробовать себя в качестве инструктора детского игрового зала. Работал только по выходным и праздникам, получал 1000 рублей за смену. Получалось зарабатывать 15 тысяч в месяц. На жизнь хватало, да и учёба хорошо складывалась. Правда, я быстро понял, что работа с детьми не моё. Один раз я уехал в Питер на конференцию по учёбе, пропустил четыре рабочих смены и меня уволили. Потом мне довелось поработать администратором в отеле с графиком сутки-двое. Здесь уже совмещать с учёбой было очень сложно, вдобавок стало возникать больше стрессовых ситуаций из-за общения со своеобразным контингентом. Работая там, я получал 20 тысяч в месяц плюс чаевые, и ещё иногда можно было подработать переводчиком. Мне удалось продержаться в отеле три месяца, и за это время я не посетил ни одной пары в университете. В итоге сессию я завалил. Лучшая работа, которая у меня была – написание работ на заказ. Каждый год наступает время, когда студенты судорожно ищут, кто бы написал за них диплом. Этим кем-то был я. За месяц мне удавалось зарабатывать 30 тысяч рублей. И в этой работе одни плюсы – удалённая, нет начальства и будильников. Единственное, что эта подработка сугубо сезонная.
Хелперы и ЕГЭ
Студент второго курса магистратуры направления «журналистика в конвергентной медиасреде» Константин Надолинский:
– Самостоятельно зарабатывать деньги я начал ещё в школе, благо в моей деревне был детский лагерь, который летом давал работу всем желающим подросткам. Охват выполняемых задач не отличался разнообразием – можно было трудиться разнорабочим или официантом. Я попробовал обе профессии. В университете впервые устроился на подработку благодаря своему близкому другу – он позвал меня хелпером (помощником – прим. ред.) на рекламную акцию Coca Cola. В мои обязанности входило клеить стикеры с изображением Тимы Белорусских на банки газировки и доставлять всё это в перевозные контейнеры промоутеров. Работа была непыльная, потому что большую часть времени мы сидели на переносных холодильниках и рассуждали о вечном. Иные обязанности я выполнял на промо Tele-2, где мы с другом ездили по городам области, расставляли мобильные стенды, сцену и тому подобное. Однажды перед Новым годом, чтобы заработать на подарки близким, я устроился промоутером в супермаркет. Там я предлагал посетителям продегустировать новый чай. Считаю, что это была самая сложная работа из перечисленных, потому что всё время приходилось контактировать с людьми и быть на виду.
– Я работал в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ. Мы готовили школьников ко многим экзаменам: по русскому языку, литературе, математике и т. д. В мои обязанности входило руководить редакторами пабликов в социальных сетях. Я говорил, что им нужно делать, составлял план, а также занимался рассылками в группах. Приходилось создавать дизайн публикаций и писать важные посты. Всегда получал по-разному, но в среднем выходило 15 тысяч рублей в месяц. Эту онлайн-школу создал мой одногруппник. Она уже разрослась до таких масштабов, что мне пришлось покинуть свой пост. На моё место пришел профессионал. И эта школа существовала ещё до коронавируса. Думаю, что сейчас у моих бывших коллег дела идут ещё лучше из-за спроса на дистанционную учёбу.
Менеджеры и медики
Студентка третьего курса направления «психология служебной деятельности» Ирина Алексикова:
– Я начала подрабатывать на первом курсе. Сначала была репетитором в школе по биологии. Проработала пять месяцев, а потом нас закрыли на карантин. Мне пришлось работать онлайн и искать учеников самостоятельно. Их было очень мало, неопытному репетитору без продвижения с этим очень сложно. Также я иногда делаю транскрибации (перевод аудио- или видеозаписи в текст – прим. ред.). Всё лето второго курса работала в детском лагере в Левенцовке – была младшим специалистом или нянечкой. Платили мало, но учитывая стипендию, на жизнь хватало. Кроме этого, я работала помощником психолога – вела YouTube-канал, монтировала видео, вела статистику и продавала курсы. Фактически была менеджером. Ещё несколько раз помогала архитектору строительной компании за 1500 рублей в день. В основном, занималась документацией, распечатывала и собирала чертежи, но у них, к сожалению, редко бывали заказы, в которых требовалась моя помощь. Я много где работала, но пока что так и не достигла финансовой независимости от родных.
«Сегодня к работе на скорой помощи допускаются и выпускники Ростовского государственного медицинского университета, которые окончили вуз по специальностям «педиатрия» и «лечебное дело» не ранее 2017 года. Мы приглашаем молодых специалистов на работу в больницу скорой медицинской помощи. Студентов выпускных курсов колледжей и медуниверситета – в качестве сотрудников среднего медперсонала выездной бригады», – рассказал глава городской администрации Алексей Логвиненко.