Апрель 1992 года. В Москве решают, что бывшие союзные республики должны начать жизнь с чистого листа – страна входит в рыночную экономику. Люди растеряны, действия властей хаотичны. Но в это смутное время на топком болоте нового времени начинают подниматься удивительные всходы.
В Ростов, в Ростов!
К примеру, в Ростове-на-Дону в художественном училище имени Грекова открывается скульптурное отделение. Организовал его Сергей Олешня. Академик Российской академии наук, профессор кафедры теории и практики изобразительного искусства Академии архитектуры и искусств ЮФУ и человек, которого вы точно знаете.
Сергей Олешня вырос в Кулешовке Азовского района. В детстве, когда его друзья пасли коров или гоняли в войнушки, он сидел на берегу реки и лепил из глины диковинных зверушек и людей. Увлечение Серёжи в селе считали баловством, отвлекающим от настоящей, земной работы. Ругался отец, посмеивались соседи – поддерживала только мама. Она-то и отвезла сына в художественное училище.
Сергей поступил легко и учился легко. Скульптурного отделения в Ростове тогда не было, но Олешню заметил Иван Резниченко, известный педагог и автор скульптурной композиции, которая по сей день украшает фасад Ростовского цирка. Резниченко посоветовал талантливому студенту поступать в Пензенское художественное училище.
– В то время во всём Советском Союзе было лишь три училища со скульптурными отделениями: в Ленинграде, Одессе и Пензе. Мне это казалось неправильным и возникла мечта – создать такое отделение в родном городе, – вспоминает Сергей Николаевич. – Ведь я много где жил, и в России, и за границей, очень много видел, но меня всегда тянуло в Ростов.
Глубина вещей
Сколько он сделал скульптур почти за полвека работы с глиной и медью, сказать точно не может, сотни. Сколько обучил ребят за сорок лет, тоже устанешь считать.
– Преподавать я начал сразу после института. Поэтому мои первые ученики уже маститые художники. Витя Корнеев сегодня один из лучших скульпторов России, член академии искусств, заслуженный художник; талантливый со своей манерой Далгат Далгатов; автор многих памятников в Пензе Александр Хачатурян и многие-многие другие. Мы давали фундамент, а на нём вырастали личности, преподавать которым для меня было честью.
– Можно определить способного. И происходит это во время экзаменов. Для рядового человека есть длина и ширина. Скульптор видит и глубину. А ещё нужны композиция, пространственное и образное мышление. Когда человек всё это может продемонстрировать два-три раза (чтобы понять, что это не случайность), можно сказать, что у него талант. Но как говорил Илья Репин, гений – это 1% таланта и 99% труда. Поэтому только колоссальный труд позволяет таланту развиться.
– Изменились ли студенты за последние годы?
– Что-то происходит в обществе. Что, я до конца ещё не осознал. Но сегодня приходят очень много девочек. Они изучают историю искусств, основы архитектуры, рисунок, живопись. Пусть архитекторами и художниками станут не все, но эти девочки уже лучше меня восемнадцатилетнего, умнее и образованней. И когда у них появятся дети, они будут им прививать ту культуру, которую они получили в стенах нашего учебного заведения. Они будут рассказывать своим детям об архитектуре старого Ростова, истории, о том, как жил город раньше. И их дети в совсем раннем возрасте уже будут иначе смотреть на этот мир. И, возможно, завтра они сделают что-то такое, что не смогли мы...
г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 39.
Тел.: 8 (863) 218‑40‑00 (доп. 20073, 20039), факс 218‑40‑00, raai.sfedu.ru