Примерное время чтения: 6 минут
125

«Наши дети будут лучше, чем мы». Известный скульптор – о прошлом и будущем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ на Дону" 15/06/2022
Сергей Олешня – автор памятника основателям крепости Димитрия Ростовского.
Сергей Олешня – автор памятника основателям крепости Димитрия Ростовского. / Светлана Ломакина / АиФ-Ростов

 

Апрель 1992 года. В Москве решают, что бывшие союзные республики должны начать жизнь с чистого листа – страна входит в рыночную экономику. Люди растеряны, действия властей хаотичны. Но в это смутное время на топком болоте нового времени начинают подниматься удивительные всходы.

В Ростов, в Ростов!

К примеру, в Ростове-на-Дону в художественном училище имени Грекова открывается скульптурное отделение. Организовал его Сергей Олешня. Академик Российской академии наук, профессор кафедры теории и практики изобразительного искусства Академии архитектуры и искусств ЮФУ и человек, которого вы точно знаете.

А знаете потому, что мастера представляют его работы – памятник императрице Елизавете в Покровском сквере, «Трубящие музы» и «Музыканты» на Музтеатре, памятник основателям крепости Димитрия Ростовского, скульптурная композиция «Григорий и Аксинья в лодке» и многие-многие другие. Однако, помимо памятников, у Олешни есть ещё одна особенность – педагогический талант.

Сергей Олешня вырос в Кулешовке Азовского района. В детстве, когда его друзья пасли коров или гоняли в войнушки, он сидел на берегу реки и лепил из глины диковинных зверушек и людей. Увлечение Серёжи в селе считали баловством, отвлекающим от настоящей, земной работы. Ругался отец, посмеивались соседи – поддерживала только мама. Она-то и отвезла сына в художественное училище.

Сергей поступил легко и учился легко. Скульптурного отделения в Ростове тогда не было, но Олешню заметил Иван Резниченко, известный педагог и автор скульптурной композиции, которая по сей день украшает фасад Ростовского цирка. Резниченко посоветовал талантливому студенту поступать в Пензенское художественное училище.

– В то время во всём Советском Союзе было лишь три училища со скульптурными отделениями: в Ленинграде, Одессе и Пензе. Мне это казалось неправильным и возникла мечта – создать такое отделение в родном городе, – вспоминает Сергей Николаевич. – Ведь я много где жил, и в России, и за границей, очень много видел, но меня всегда тянуло в Ростов.

Справка
Сергей Николаевич Олешня – действительный член (академик) Российской академии художеств. Известный скульптор, профессор кафедры теории и практики изобразительного искусства Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Член президиума Российской академии художеств. Председатель Южного регионального отделения Российской академии художеств. Имеет много наград.
И вот в 1992 году Сергей Олешня возглавляет скульптурное отделение Грековки. Чуть позже оканчивает педагогический институт и начинает преподавать на художественно-графическом факультете ЮФУ. С 2010 года открывает первый набор на специальность «Скульптура», а с 2021‑го – творческую мастерскую «Искусство скульптуры».

Глубина вещей

Сколько он сделал скульптур почти за полвека работы с глиной и медью, сказать точно не может, сотни. Сколько обучил ребят за сорок лет, тоже устанешь считать.

– Преподавать я начал сразу после института. Поэтому мои первые ученики уже маститые художники. Витя Корнеев сегодня один из лучших скульпторов России, член академии искусств, заслуженный художник; талантливый со своей манерой Далгат Далгатов; автор многих памятников в Пензе Александр Хачатурян и многие-многие другие. Мы давали фундамент, а на нём вырастали личности, преподавать которым для меня было честью.

– Талантливого человека, студента, можно определить с первого взгляда?

– Можно определить способного. И происходит это во время экзаменов. Для рядового человека есть длина и ширина. Скульптор видит и глубину. А ещё нужны композиция, пространственное и образное мышление. Когда человек всё это может продемонстрировать два-три раза (чтобы понять, что это не случайность), можно сказать, что у него талант. Но как говорил Илья Репин, гений – это 1% таланта и 99% труда. Поэтому только колоссальный труд позволяет таланту развиться.

– Изменились ли студенты за последние годы?

– Что-то происходит в обществе. Что, я до конца ещё не осознал. Но сегодня приходят очень много девочек. Они изучают историю искусств, основы архитектуры, рисунок, живопись. Пусть архитекторами и художниками станут не все, но эти девочки уже лучше меня восемнадцатилетнего, умнее и образованней. И когда у них появятся дети, они будут им прививать ту культуру, которую они получили в стенах нашего учебного заведения. Они будут рассказывать своим детям об архитектуре старого Ростова, истории, о том, как жил город раньше. И их дети в совсем раннем возрасте уже будут иначе смотреть на этот мир. И, возможно, завтра они сделают что-то такое, что не смогли мы...

г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 39.

Тел.: 8 (863) 218‑40‑00 (доп. 20073, 20039), факс 218‑40‑00, raai.sfedu.ru

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах