Одни с детства изобретают вечный двигатель. Другие грезят о межгалактических полётах и дальних странах.
О том, как помочь ребятам воплотить детскую мечту в жизнь, «АиФ на Дону» беседует с заслуженным учителем, отличником образования, директором областного Центра технического творчества учащихся Анатолием Коцем.
Анатолий Коц. Родился в Ростове-на-Дону.
Окончил Ростовский автодорожный техникум. Выпускник индустриально-педагогического факультета Ростовского пединститута.
Директор ГБУ дополнительного образования Ростовской области - областного Центра технического творчества учащихся. Отличник образования СССР и РФ, заслуженный учитель РФ.
Найти себя
Ирина Ароян, «АиФ на Дону»: Областной Центр технического творчества учащихся существует в Ростове более 50 лет. За эти годы в нём выросли несколько поколений мальчишек. Бывшие воспитанники центра приводят сюда сегодня своих детей и даже внуков. Есть те, кто из учащихся перерос в педагогов. И вы один из них...
Анатолий Коц: Действительно, будучи ещё мальчишкой, я посещал ростовскую Станцию юных техников, переименованную позже в Областной Центр технического творчества учащихся. Вплоть до середины 60-х годов детская техническая станция располагалась на проспекте Ворошиловском, и только в 1964 году переехала в новое здание в парке им. В. Черевичкина.
Окончив школу, я поступил в филиал Одесского кораблестроительного института, откуда и ушёл служить в армию. Знания, полученные в детстве в техническом кружке, стали большим подспорьем во взрослой жизни. После армии я поступил в Ростовский автодорожный техникум, а позже на индустриально-педагогический факультет Ростовского пединститута. И в итоге в возрасте 27 лет возглавил батайскую Станцию юных техников, а с 1979 года - областную организацию в Ростове.
- За более чем 50-летний стаж вашего центра из его стен вышли немало будущих учёных, конструкторов, изобретателей. Как удаётся помочь ребятам раскрыть себя, найти призвание в раннем возрасте?
- Наш центр предлагает учащимся широкий выбор секций - робототехника, авиамоделирование, судо- и ракетостроение, информатика и множество других. Сегодня мы располагаем лабораторией инновационных технологий, где школьники работают на лазерных и 3D принтерах, 3D фрезерных станках. Наши воспитанники, ученики 6-7-х классов средней школы, прекрасно разбираются в инженерных программах, которые студенты изучают только на 5-м курсе вуза.
Попробовав себя в разных ипостасях, ребёнок уже в школьные годы может понять, к чему у него больше лежит душа, что может стать основой его будущей профессии. К тому же наши воспитанники постоянно участвуют в конкурсах и выставках, создают инновационные проекты летательных, космических, водных аппаратов, которые могут работать в народном хозяйстве. К примеру, сейчас ребята разрабатывают проект трости для слепых.
Нам действительно есть чем гордиться: на протяжении последних девяти лет ростовский Областной Центр технического творчества занимает первое место в России по числу лауреатов национальной премии. Наши мальчишки получают солидные гранты от государства - в размере от 30 до 60 тысяч рублей.
- Как складываются судьбы ваших воспитанников - перерастает ли детское хобби в профессию?
- Всего на Дону работают 24 Центра технического творчества учащихся, где ежегодно обучаются порядка 24 тысяч человек. Мониторинг показал, что 87 процентов наших воспитанников связывают свой выбор профессии именно с тем профилем, которым они занимались в центре. Ребята стали учёными, изобретателями, конструкторами, авиастроителями, военнослужащими Ракетных войск. Многие из них учатся в крупнейших вузах страны - МИА, МГИМО, МГТУ им. Баумана. В последнем одну из кафедр возглавил наш бывший выпускник, кандидат технических наук Всеволод Карянов.
Компьютер во благо
- Не секрет, что сегодняшним мальчишкам часто не хватает мужского авторитета. При выборе педагогов центра как-то пытаетесь восполнить этот пробел?
- Завоевать авторитет можно только собственным примером. Ведь детей невозможно обмануть - они сразу чувствуют фальшь, неискренность. Признаюсь, далеко не все преподаватели задерживаются в нашем коллективе. Выбираем самых достойных, преданных своему делу, умеющих уважать в ребёнке личность.
Практически все мужчины-педагоги нашего центра прошли службу в рядах отечественной армии и получили дополнительное педагогическое образование. Среди нас кандидаты наук, два подполковника. Сегодня коллектив пополняется свежими кадрами - бывшие воспитанники возвращаются в центр в качестве педагогов.
- Нынешнее поколение мальчишек резко отличается от своих отцов. На смену играм «в войнушку» и «казаки-разбойники» пришли гаджеты, смартфоны, вездесущий Интернет. Как в непростом конкурентном пространстве вашим педагогам удаётся завоевать внимание ребёнка?
- Сегодняшние дети необычайно технологичные. Они легко осваивают сложные инженерные программы, за пару-тройку месяцев учатся программировать, на лету схватывают радиоэлектронику. Их любовь к гаджетам мы поворачиваем им же во благо, успешно сочетая игру и творчество. Свои компьютерные навыки в нашем центре они переносят в практическую плоскость.
Мне довелось участвовать в сотнях российских, региональных, международных детских выставок и конкурсов, и смею утверждать, что дети в России чрезвычайно талантливы. Задача взрослых - их правильно учить, создавать разумные школьные программы, не бояться идти в ногу со временем. И тогда за будущее страны можно не волноваться.