Примерное время чтения: 10 минут
6079

Писалом по бересте. Любопытные факты из истории образования в России

Чтобы быть зачисленным в слявяно-греко-латинскую академию, сыну поморских рыбаков Михаилу Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.
Чтобы быть зачисленным в слявяно-греко-латинскую академию, сыну поморских рыбаков Михаилу Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина. Commons.wikimedia.org

Сегодня в России насчитывается порядка 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределились по 53 тысячам школ (19 тысяч из них – городские). Это огромная армия участников современного образовательного процесса, оснащённая бесплатными учебниками, автоматическими ручками, компьютерами и другими девайсами.

А как же всё начиналось, откуда пошла на Руси система образования и кто был первыми учениками?

Первые школы

Отправной точкой российской системы образования принято считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославовича в Киеве. После принятия христианства на Руси школы открывались в столицах других княжеств и при монастырях. В них обучали не только грамоте, но и иностранным языкам.

Созданная в 1030 году Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым на Руси учебным заведением, и тоже, как бы сейчас сказали – повышенного типа.

Первые ученики

О первых древнерусских школярах можно прочитать в Повести временных лет, рассказывающей о событиях 988 года: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских нововведений).

Учитель и ученики (средневековая миниатюра)
Учитель и ученики (средневековая миниатюра). Фото: Википедия

Софийская первая летопись о школе в Новгороде сообщает: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Как видим, первыми школьниками были дети лучших людей, а образование той поры носило сильно выраженный классовый характер: обучались лишь чада представителей духовенства и городской администрации. Люди с новыми знаниями нужны были для борьбы с сильными традициями язычества.

Поначалу в образовательном процессе наблюдалась дискриминация женского пола: школы открывались при монастырях, а принимали в них исключительно мальчиков.

Но вскоре возможность учиться появилась и у девушек. Они также получали образование в женских монастырях.

Педагоги-книжники

Первые русские педагоги, которых звали книжниками, учили детей по своему разумению, но также пользовались и «методическими пособиями» – перенимали опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Судя по всему, первыми педагогами на Руси были грамотные монахи, обучавшие небольшое количество детей письму и счёту. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали для обучения детей в богатые частные дома.

Первые тетрадки

Первые школы Руси широко распространяли среди населения элементарную грамотность, а первыми тетрадками били куски бересты. Об этом свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал и вощёных дощечек. Так что задания ученики выполняли, просто процарапывая буквы на коре писалом. Такой текст читался без труда.

Бумага на Руси подешевела и стала доступной, в том числе и для школяров, только в середине XV века. Хрупкие чернила для письма на бересте почти никогда не использовались (при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним).

Одной из берестяных грамот посвящена почтовая марка. Фото: Википедия

Первый алфавит

Известно, что славянский алфавит (кириллица) появился около 863 года, когда братья Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка.

На тот момент в нём было 43 буквы.

Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью: исчезли соответствующие звуки.

Фото: Википедия/ Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

Так современные ученики понятия не имеют, что такое йотированные юсы (Ѩ, Ѭ), потому что во времена Петра I русскую азбуку реформировали, ликвидировали надстрочные знаки над буквами (даже букву Й «отменили»), упразднили многие дублетные буквы, использовавшиеся для записи чисел.

В последствие некоторые упразднённые буквы восстанавливались и отменялись вновь. К 1917 году алфавит пришёл в 35 буквенном (официально; фактически букв было 37) составе. Нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв, появился после крупной реформы письменности в России в 1917-1918 годах.

Первые учебники

Четьи-минеи. Август. ХVІ век.
Четьи-минеи. Август. ХVІ век. Фото: Википедия/ Не известен

Поскольку на момент создания азбуки центром распространения славянской письменности была Болгария (здесь создаётся первая славянская книжная школа – Преславская, то первыми «учебниками» школяров Древней Руси, по всей видимости, можно считать списки богослужебных книг – славянские переводы с греческого языка Евангелия, Псалтыря, Апостола и других.

Используются при обучении и собственные книги: развитие грамотности, например, на новгородчине, привело к появлению и широкому распространению книжности.

Новгородские книгохранилища даже послужили одним из основных источников создания «Великих четьих миней» – собрания «всех книг, чтомых на Руси». Этот артефакт состоит из 12 огромных томов (на каждый месяц года, начиная с 8 сентября) общим объёмом свыше 27 тысяч страниц.

В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды».

Школьные отметки

Упоминания о первых отметках относятся к списку студентов Киевской духовной академии (1737 г.). Они были разрядными. Высший разряд обозначал очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд – успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший обозначал прилежание ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, чаще заменялась цифровой.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в начале XIX века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Ноль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей.

Если школяр получал два нуля подряд, то его могли и высечь (до 1864 г.).

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения и существует до сих пор.

Женское образование

Первая школа для женщин открылась в 1086 году в Киеве. Но строгого деления на мужское и женское образование в Древней Руси не существовало.

Первые школы специально для девочек появились при Петре I, после длительного трехсотлетнего упадка, в течение которого утвердились азиатские обычаи, и поэтому образование женщин утратило своё качество.

При Екатерине II, в 1764 году, было учреждено Воспитательное общество благородных девиц, известное как Смольный институт. Одно из его тделений -  для «мещанских девиц», готовило гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

Здесь за воспитанницами строго присматривала классная дама. Она просвещала девушек о правилах поведения и следила за дисциплиной. Например, девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.

Воспитанницы Смольного института. Фото: Википедия/ Karl Bulla
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах