Примерное время чтения: 3 минуты
1378

Что такое Великий шёлковый путь и как он связан с Ростовской областью?

Сюжет Главные новости Ростовской области
Категория:  Культура

«АиФ-Ростов» выяснил, откуда пошло название Великий шёлковый путь, что оно обозначает и что связывает его с донским краем.

Ответ редакции

Великий шёлковый путь – это, конечно, не дорога из шёлка и не просто оригинальное название, а вполне реальный, грандиозный, самый знаменитый торговый маршрут, который соединял Восток и Запад в древности и в Средние века.

От Тихого океана до Средиземного моря

История Шёлкового пути берёт начало со 138 года до н.э., когда император Китая послал в сторону захода солнца дипломатический караван для поиска торговых партнёров. Через 13 лет экспедиция вернулась, совершив прямой переход в Центральную Азию. Вслед за первым стали отправляться и другие караваны.

Протяженность пути в итоге достигла 12 тысяч километров. Мало кто из торговцев проходил его полностью. Они путешествовали посменно и продавали свой товар на полдороги.

Маршруты менялись, но выделить две основные трассы: южная – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию; северная – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Чёрного моря.

Между ними было несколько соединяющих и промежуточных дорог. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.

Хазарский каганат

По данным историков, в сложный для торговли период VIII-X веков вместо шёлкового (наземного) стали использоваться речные пути и волоки, одними из «операторов» которых выступали хазары, проживавшие в дельте Волги и на нижнем Дону, на территории нынешней Ростовской области. Известно, что Цимлянское водохранилище 67 лет назад затопило пойму Дона и крепость Саркел, которые в Средние века располагались на пути торговых караванов.

Кстати, термин «шёлковый путь» был введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном гораздо позже – в 1877 году.

Путешествия товаров и технологий

За время путешествия с Востока на Запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей.

Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути.

Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты – арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

13 веков спустя

Сегодня «Шёлковый путь» – это международный ралли-рейд и строящийся газопровод из Ирана в КНР. Так называется одна из азербайджанских авиакомпаний и корейская компьютерная игра.

А в Ростовской области проводят межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Великий шёлковый путь на Дону». В 2020 году третий такой по счёту праздник будет посвящён 70-летию города Волгодонска.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах