Примерное время чтения: 8 минут
591

С подбитым крылом. В театре драмы в Ростове показали «Пролётного гуся»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ на Дону" 06/10/2020

Редко какая птица долетит до середины Дона. По крайней мере, постановку МХТ имени А. П. Чехова «Пролётный гусь» ростовчане смогли увидеть только со второго раза, хотя москвичи хотели привезти спектакль ещё весной. Но несмотря на пандемию, «Гусь» всё-таки долетел: показ прошёл в театре драмы в воскресенье, четвёртого октября. О прерванном полёте, искусстве и донской публике «АиФ-Ростов» поговорил с актёром МХТ им.Чехова Павлом Ващилиным.

Не модный, но актуальный

Юлия Панфиловская, «АиФ-Ростов»: Павел, этот спектакль поставлен по рассказам Виктора Астафьева. Кажется, что сейчас проза советских деревенщиков, мягко говоря, не в тренде. Во-первых, сама история довольно тяжёлая: сложные послевоенные истории, трагические судьбы. А во-вторых, нет заигрываний с публикой, постановка рассчитана на умного зрителя, которого со сцены не развлекают, а включают в действие. Но он идёт уже почти двадцать лет! Как думаете, почему?

– Достаточно часто мы слышим про то или иное произведение, спектакль или фильм, что он «тяжёлый». При этом каждый человек вкладывает своё личное понимание по поводу увиденного. В данном случае, наверное, имеется в виду, что этот спектакль балансирует эмоциями, как актёров, так и зрителей. Это то произведение искусства, про которое можно сказать – «где рядом слёзы – там же близко смех». Как говорил Олег Павлович Табаков, цитируя классика: «Душа обязана трудиться...» Это про наш спектакль! Здесь без этого никуда. Когда я впервые прочёл прозу Виктора Астафьева, то был достаточно юн и многое до конца не воспринял, но она очень задела меня душевно.

Досье
Павел Ващилин родился 21 июля 1978 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ, выпускник последнего курса Олега Ефремова. С 1999 года работает в труппе МХТ им. А. П. Чехова. Также снялся более чем в 40 кинофильмах. С 2018 года преподает в творческой лаборатории Gogol School, является мастером актёрской лаборатории ActingLab.

Наш спектакль состоит из двух частей, два акта, два рассказа: «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник». И эти произведения уравновешивают баланс восприятия. Первый рассказ очень трагичный, а второй – про наши семейные застолья, ценности и счастливые родственные отношения. Один из моих любимых моментов в «Бабушкином празднике», когда вся большая семья поёт! Все вместе – и стар, и млад! Это настолько из детства, настолько узнаваемо, что отзывается в каждом зрителе и участнике спектакля на каком-то генетическом уровне. В этот момент и зал, и актёры, не сговариваясь, становятся одной большой семьей. И это волшебство происходит каждый раз. И каждый раз по-новому. Потому что спектакль, как я считаю, это совместное творческое действо публики и актёров. Это всегда происходит здесь и сейчас. Поэтому это неповторимо. И любая видеозапись спектакля никогда не передаст той энергии и атмосферы, которая родилась в тот вечер между зрителями и актёрами. Это и есть магия театра.

– Вы много уделяете внимания публике, говорите, что должна возникнуть магия, что зритель – это соучастник спектакля. А ростовчанин – какой он зритель?

– С публикой нам очень повезло. Куда бы мы ни приезжали на гастроли, нас всегда принимают очень душевно и тепло. И ростовчане не исключение. Это тот спектакль, когда и зрители, и актёры взаимно счастливы на поклонах. Потому что это честный и живой спектакль! Это тот спектакль, где актёр должен быть открытым, наполненным и правдивым. Здесь нельзя играть под сурдинку. Иначе не получится. Сама проза Астафьева заряжена такой сильной энергией, что в любой момент, даже самой жизненной усталости, она тебя внутренне наполняет и открывает вдохновение. Марина Брусникина, режиссёр спектакля, воспитала это в нас. Поэтому с каждым годом эта постановка, как хорошее вино, становится только лучше. Мы становимся старше, мудрее, приобретаем новый жизненный опыт, и это даёт нам свежее восприятие материала, иное его проживание. В данном случае время – это благо! В Москве «Гусь» всегда проходит с аншлагами, есть поклонники, которые ходят на него все 20 лет! Я рад, что никакие обстоятельства не помешали нам привезти эту постановку в Ростов.

Хорошая традиция

– Обстоятельства – это коронавирус?

– Да, ведь именно карантин помешал привезти спектакль в апреле. Но он приурочен к фестивалю «Завтра была война», поэтому будет вне времени, вне пространства. А пандемия пройдёт. Всё постепенно возвращается на круги своя. Мы также продолжали проект «Круг чтения» онлайн. Я репетировал в интернет-проектах как актёр. Также продолжал творческое общение со своими студентами в Gogol school, где веду актёрскую лабораторию, репетировал сцены из сочинённого совместно со студентами спектакля «Москва – одиночество – Мытищи», который недавно сыграли на финальном показе нашей мастерской. И много посмотрел фильмов. Чему очень рад, так как я киноман. За время карантина сделал вывод, что человек очень быстро ко всему адаптируется. Но никогда и ничем не будет доволен до конца. Особенно погодой.

– Считается, что артисты – люди суеверные. Есть ли у вас какие-то приметы, традиции? Что вы обязательно делаете перед каждым выходом на сцену?

– Я тоже такое слышал. Даже читал. Но пока не встречал. Традиция у меня одна – это хорошее настроение. Даже если его нет, то обязательно надо создать! Ты должен нести светлую энергетику в зал. Никому твои проблемы не нужны. Зритель пришел не за этим. Так уж будь добр, поработай над собой! И выходи на сцену дарить зрителю энергию счастья!

– Вы рассуждаете как человек, имеющий ежедневный доступ к искусству, для которого творчество – это работа и наоборот. Но не у всех есть такие возможности, отсюда и поводы для уныния.

– Не соглашусь. Как раз сейчас доступ к искусству есть у всех, кто держит в руках телефон с Интернетом. И можно онлайн приобщаться к любому виду искусства. Вот, например, на Дону жил один из моих любимых прозаиков Владимир Маканин. Отрывки из его произведений я исполняю в «Круге чтения», уникальном проекте, который вы также можете посмотреть на Ютьюбе. Таким образом, и возникнет этот мостик между Москвой и Ростовом, артистом МХАТа и донским зрителем, между чтецом и удивительным автором.

Как упоительны во МХАТе вечера

– Интересный проект!

– Да, этот проект мне дорог тем, что он возник более 20 лет назад просто из воздуха. Это не специально выдуманный или стратегически продуманный план. Он возник из желания Марины Брусникиной, которая преподавала на нашем курсе в Школе-студии МХАТа, познакомить труппу театра с недавними студентами, зачисленными в труппу Московского художественного театра. Это произошло при Олеге Николаевиче Ефремове, который был руководителем нашего курса в Школе-студии и театра. Мы сделали такой вечер, прочли наши дипломные работы по сценической речи. Дальше решили его повторить, хотели развиваться в сторону поиска современной прозы и поэзии. Знакомились с новыми авторами и открывали их на подмостках сцены. Олег Павлович Табаков, возглавивший театр после Олега Ефремова, продолжил эти вечера и всячески поддерживал нас. Так появился спектакль «Дневник военнопленного Воропаева» по документальной военной прозе и женским письмам на фронт. И можно сказать, что «Пролётный гусь» – это дитя мхатовских вечеров, так как родился в сотворчестве этой команды Марины Брусникиной.

Из исполняемого мной в «Круге чтения» любимые поэты Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Глеб Шульпяков, прозаики Андрей Битов, Галина Щербакова, Владимир Маканин.

– Кстати, Маканин также имеет отношение к донской земле.

– Вот видите, как много у нас, оказывается, общего. Так что «Круг чтения» не замыкается, а объединяет. Хорошие книги, хорошие фильмы и, главное, хорошие люди. Получается, рецепт вдохновения и хорошего настроения лежит на поверхности. Нужно только попробовать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах