Примерное время чтения: 5 минут
708

Что было в «Чемоданчике». Театральный анекдот про мужика и президента

Наталья Калашникова / АиФ

Угроза ядерной войны, первая женщина-президент России, типовая «однушка», любовный треугольник и тараканы – 1 и 2 апреля в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького состоялся премьерный показ комедии «Чемоданчик» по пьесе современного писателя и публициста Юрия Полякова.

Специальным гостем премьеры стал сам драматург, а для зрителей в антракте актёры разыграли чемоданчик с секретом, точной такой же,  как у главного героя комедии – российского офицера Стороженко.

Борщ и пистолет

По словам создателей, история, рассказанная в пьесе, одновременно и проста, и многослойна. Это сатирическая пьеса наших дней, что большая редкость для современного театра. Действие разворачивается в типовой малогабаритной квартире, но бытовые черты комедии очень быстро трансформируются в настоящую фантасмагорию.

По замыслу создателей, «Чемоданчик» – это русский анекдот. Лаконичный, актуальный, немного даже грубый, но остро бьющий в цель, подмечающий пороки нашего общества и приправленный фирменными афоризмами Юрия Полякова. Его герои «зарабатывают, как лилипуты на разгрузке вагонов». Но они полны доброты и веселья.

Офицер из охраны президента Михаил Стороженко – настоящий русский супермен, но с причудами. Вернувшись домой из командировки, он хватается то за борщ, то за пистолет, то за ядерный чемоданчик, который прихватил  с собой со службы «на всякий случай».

Как всякий современный русский мужик, он отягощен разными проблемами. Он устал отвечать за судьбы Родины. А вокруг одни супостаты: любовник жены, созревший для половой жизни сын и тараканы, которые вымахали с человеческий рост и пляшут в его тесной квартире в откровенно эротических нарядах. А тут ещё папа приехал из деревни со своими «бурановскими бабками». Анекдот, а не жизнь! Но смех и спасает.

Хулиганы на подмостках

Над комедией «Чемоданчик» работали известные режиссёры, успешно проявившие себя на донской сцене. Это Геннадий Шапошников, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», художественный руководитель московского «Театра на Покровке».

Именно он поставил на сцене «трактора» шолоховский «Тихий Дон», признанный лучшим спектаклем  на Международном фестивале «Золотой витязь» в Москве, а также на областном фестивале «Мельпомена», и «Сумасшедшую любовь в селе Степанчиково» по  Достоевскому.

Над постановкой работал также Сергей Яшин, народный артист России, лауреат премии города Москвы, поставивший в Ростове спектакль по Бернарду Шоу «Пигмалион».

В спектакле заняты недавно принятый в труппу Александр Волженский, Кристина Гаврюкова, Олег Ширшин, Юрий Добринский,  Елена Климанова, Максим Дадонов и другие любимые артисты, которых зритель увидел в непривычных, хулиганских образах.

Одну из главных ролей играет Роман Гайдамак, на днях также получивший Диплом лауреата в номинации «Творческий прорыв» на областном фестивале «Мельпомена» за роль Григория Мелехова.

Президента России играет народная артистка России Татьяна Шкрабак. Русский президент из будущего оказывается сердобольной тёткой, которой понятны и близки чаяния своих граждан.

Сценография спектакля создана художником Еленой Качелаевой, которая оформляла и спектакль «Пигмалион». Автор костюмов – художник по костюмам Театра Горького Наталья Пальшкова.

«Апокалипсиса не будет»

«Чемоданчик» – уже второй кряду спектакль, поставленный в жанре сатирической комедии. Всего месяц назад театр сыграл премьеру «Сумасшедшей любви в селе Степанчиково» по мотивам повести Фёдора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», которая тепло была принята зрителем. «Чемоданчик» – это образец русского анекдота, иронии над собой, а вместе с тем и над устоями, на которых веками держится наше русское царство-государство. Хочу сразу предупредить, что Поляков – не злой и не ехидный обличитель. За ушко на свет он выводит всех – от простого гражданина до президента, но делает это по-доброму, не разрушая нашего общественного единства и народной гармонии», - говорит Александр Пудин, художественный руководитель театра.

По мнению Пудина, после того, как наш герой, бросает секретную службу вместе с ядерным чемоданчиком, основы мира должны были бырухнуть, потому что в опасности оказались «силы ядерного сдерживания», как любят говорить политологи и военные эксперты. Но у Полякова этого не происходит. Апокалипсиса не будет, потому что вечность русской души зиждется на гармонии со своей землей, на неистребимой вере в справедливость.

«По-моему, мы разгадали главный секрет и смысл поляковской пьесы: шифры и коды доступа к ядерному чемоданчику могут знать все жители необъятной России! Все до единого! Уж такова наша природа. Но супостату от этого не легче. Во-первых, тайны врагу мы не выдаем даже под пытками. А во-вторых, самый главный и опасный чемоданчик – насмешливая русская душа, которая открывается только своим. А какова она бывает в праведном гневе – история об этом знает и справедливо восхищается!», добавляет худрук драмтеатра.

А автор кто?

Автор «Чемоданчика» Юрий Михайлович Поляков – прозаик и публицист, обладатель «Хрустальной Розы» Виктора Розова, главный редактор «Литературной газеты», член Совета по культуре при президенте Российской Федерации, член Общественной палаты страны.

Дебютировав в качестве драматурга в конце 80-х, Юрий Поляков сегодня – одни из самых востребованных авторов. Его пьесы, такие как «Смотрины», «Хомо эректус», «Левая грудь Афродиты», «Женщины без границ», «Одноклассники», «Как боги», поставлены в театрах Москвы, России, СНГ, дальнего зарубежья. По его сценариям сняты десятки фильмов, в том числе – знаменитый «Ворошиловский стрелок» (режиссёр – Станислав Говорухин).

По словам Юрия Михайловича, российский театральный зритель соскучился по произведениям, рассчитанным не на лабораторное чтение и премиальное жюри, а повествующим о жизни, которой они живут. Пьесы Полякова как раз для массового зрителя.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах