Примерное время чтения: 9 минут
2667

Враги вещего Олега. Что туристы узнают о хазарах в Ростовской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ на Дону 02/10/2019
Окончательную победу над хазарами одержал Святослав, памятник которому установлен в Белгородской области.
Окончательную победу над хазарами одержал Святослав, памятник которому установлен в Белгородской области. / sc. Vyacheslav Klykov, photo by Goldencako Original uploaded by Vissarion (Transfered by Rubin16) / Commons.wikimedia.org

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...». Пожалуй, именно эти слова вспоминает большинство из нас, когда слышит об этом древнем кочевом народе. Но за что собирался мстить Олег, кем были хазары, и куда они исчезли - знают немногие.

Сами хазары не обладали письменностью и были кочевым народом, поэтому об их жизни в основном известно из летописей Византии или Руси. Между тем, в Ростовской области сохранились следы присутствия этого племени, и, путешествуя по Дону, турист передвигается по территории некогда могущественного, а ныне забытого Хазарского каганата.

Справка

Хазары – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен вскоре после гуннского нашествия.

Имя хазары является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz – кочевание.

Хазарским назывались Чёрное, Каспийское и, реже, Азовское моря.

Хазарский каганат (650-969 гг.) стал одним из самых долговечных кочевых объединений в Восточном Предкавказье.

Кто они такие?

Хазары - это древний, кочевой и воинственный тюрко-язычный народ, который обитал на огромной территории. Хазарский каганат раскинулся от Причерноморья до Прикаспийского Заволжья, в него входили также часть Крыма, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье.

Откуда появились сами хазары историки до сих пор точно не знают. По одной из версий, хазары - это прямые потомки гуннов. Единственное, что точно известно - хазарский каганат образовался после распада, так называемого, Тюркского каганата в середине VII века, и оказался самым долговечным кочевым объединением на территории, в которую входила и нынешняя Ростовская область.

Князь Олег:  «Не давайте хазарам (дань), но мне давайте». Встреча князя Олега с кудесником. Репродукция картины В. Васнецова.Фото: Public Domain

Не очень понятно, что значит и название - «хазары». Большинство учёных сходится во мнении, что этимология восходит к тюркским основам, и корень kaz обозначает либо кочевание, либо связан с глаголом «угнетать». Если правы первые, то, есть вероятность, что и само название донских казаков также напрямую восходит к этому же корню, а с учётом того, что и хазары, и казаки жили и живут на одной и той же территории - то можно предположить, что среди наших современников есть прямые потомки этого древнего народа.

Этой версии придерживался, в частности, Л.Н.Гумилев, который в своей работе «Зигзаг истории» рассказывал, что «в XI в. потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя сначала по-славянски бродниками, а потом по-тюркски казаками». 

К сожалению, какой-то более точной информации об этом племени просто не существует. Доподлинно известно, что под контролем у Хазарского каганата находилось множество торговых путей, например, такие как путь «из варяг в греки» или Великий Волжский путь. У кочевников не было собственных торговых амбиций и товаров для экспорта в другие страны, зато они сполна пользовались своим стратегически выгодным георасположением, и вовсю брали таможенные налоги за путешествие и проезд по своей территории.

Не только это обогащало казну каганата. В тёплое время года кочевники осуществляли набеги на соседей, которых облагали данью. Именно так с ними познакомились предки славян, и именно война с хазарами стала одной из важнейших вех в становлении Древней Руси.

Неожиданный выбор

Главой Хазарского каганата был каган, его власть зиждилась не только на военной силе, но и на уважении, и чуть ли не олицетворении его с Богом со стороны народа.

Однако это приносило и проблемы самому кагану, так как если на каганат и хазар обрушивалось какое-либо бедствие, например, военное поражение или голод, то народ был вправе потребовать смерти кагана, ведь все несчастья отождествлялись с потерей им своей силы.

Да и выбор претендента на место кагана, как рассказывал персидский историк Истахри, проходил по весьма любопытной процедуре. Для начала претендента душили шёлковым шнурком, чтобы на последнем (буквально!) издыхании он назвал цифру лет, в течение которых намерен править. Считалось, что в этот момент за него говорит божественная сила, которая и называет отмеренный срок. Если же каган, достигая окончания заявленного срока, всё ещё был жив, то ему помогали покинуть должность.

Понятно, что такая простота нравов не слишком радовала верхушку кочевников, и поэтому в какой-то момент каганы решили отказаться от прежних верований, приняв монотеизм. Однако сделать это было нелегко - выбор христианства мог означать попадание под культурное влияние Византии, принятие ислама сулило грядущее включение в орбиту арабского халифата. И, самое главное, каждое из решений существенно ограничивало возможности дальнейших набегов на соседей - не будешь же грабить единоверцев!

Поэтому выбор, сделанный каганом, оказался экзотиче­ским - верхушка хазар приняла иудаизм, а подданным разрешила придерживаться старых верований.  «Хазарский же царь принял иудейство во время халифата Гарун ар-Рашида, после того как прибыли к нему многие евреи из всех мусульманских краев и из страны греков», - писал в X веке арабский историк Масуди

Конечным итогом этого выбора стало падение каганата - то, что казалось верным и компромиссным решением в ситуации, когда кочевая держава были сильна, обернулось миной замедленного действия. На севере от донских и волж­ских степей возникла новая угроза, справиться с которой хазары уже не смогли.

Роли поменялись

Пока славянские, балтий­ские и финно-угорские племена, жившие в лесах северо-востока, оставались разрозненными и малочисленными, у хазар не было с ними никаких проблем - мало кто мог противостоять хорошо вооружённым и мобильным кочевникам, наносившим неожиданные удары. Проще было откупаться данью. «Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма», - рассказывает автор «Повести временных лет».

Но по мере развития торгового пути «из варяг в греки», племена, селившиеся вдоль рек по этому пути, всё более осознавали своё единство. Для появления нового государства не хватало только, собственно говоря, самого государя, правящей династии, которая могла бы дать идейное обоснование этому объединению племён - и приход Рюрика, общепризнанного князя, стал последним шагом к созданию Руси. Новое объединение совершенно не желало платить дань степным кочевникам (известно высказывание князя Олега: «Не давайте хазарам, но мне давайте»), не хотело делиться прибылью от речной торговли, и роли поменялись: теперь уже хазары страдали от своих северных соседей.

Для предотвращения угрозы хазары возвели на Дону целую систему оборонительных крепостей, самой известной из которых оказался Саркел. Но сохранились сведения и об иных укреплениях, к примеру, в районе Семикаракор­ска. Какое-то время хазары ещё продержались - выдержали походы того самого Вещего Олега, к примеру, но уже Святослав взял Саркел и основал на его месте русскую крепость Белая Вежа, а соседи с юга и востока окончательно добили каганат.

«Сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день», - констатирует «Повесть временных лет». Династия пала, а сами кочевники после серии междоусобиц, разбрелись кто куда.

Правобережное Цимлянское городище. Фото: АиФ-Ростов/ Рисунок Валерия Флёрова

Наследники каганата

Куда же исчезли некогда многочисленные хазары? Как уже упоминалось ранее, не исключено, что часть из них так и осталась жить в донских степях, став впоследствии одним из корней будущего казачества, передав им своё название. Крымские караимы, разговаривающие на наречии тюркского языка, и при этом исповедывающие нечто похожее на иудаизм, также могут быть связаны с древними степняками. «Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточный типы», - писал в своей работе «Древняя Русь и Великая Степь» Л.Н.Гумилев.

Возможно, именно религиозная принадлежность привела к тому, что часть хазар растворилась среди своих еврейских единоверцев. Но, скорее всего, большая часть хазар продолжала кочевать в степях, и когда туда пришла очередная тюрк­ская орда - печенеги, то они влились в состав родственного по языку, происхождению и культуре народа.

Последняя надежда

Хазары исчезли с лица земли, но возможность познакомиться с этим племенем все-таки сохранилась, и, прежде всего, в Ростовской области. Хотя Саркел оказался на дне Цимлянского водохранилища, археологи и историки сумели найти многое. Свою историю могут поведать степные курганы и могильники, в коллекциях донских музеев хранятся предметы быта и искусства, восходящие к временам Хазарского каганата.

При этом, возможно, новые находки ещё впереди - только в бассейне Дона известно более десяти каменных и кирпичных крепостей каганата, не считая городищ с земляными валами и рвами. Так как большая часть местностей, в частности около Каспийского моря, где также проживали хазары, затоплена, то именно Ростовская область остаётся последней надеждой для пытливого туриста, интересующегося древней историей нашей страны, вплотную прикоснуться к истории загадочного каганата.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах