Примерное время чтения: 10 минут
144

"Некультурная столица": в Ростове не хватает музеев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "Аргументы и Факты" на Дону 13/03/2013

 Скажем, достаточно вбить несколько запросов в Интернет-поисковик, и узнаёшь: «В Екатеринбурге открыто уже около 60 музеев и художественных галерей», «В Казани 34 музея и несколько общественных и частных галерей», «В Новосибирске одних только государственных музеев 15»...

Недавно появилась надежда, что в полку музеев прибудет. В частности, как заявила начальник Управления культуры Ростова Людмила Лисицына, наконец-то выбрано место под музей истории Ростова, о необходимости создать который речь идёт уже сколько лет... Но затея, по всей видимости, вновь обернётся пшиком.  

О том, что показать свои работы донским художникам особо негде, о  заставленных запасниках Ростовского областного музея изобразительных искусств наш разговор со старшим научным сотрудником музея, известнейшим донским искусствоведом Валерием РЯЗАНОВЫМ.

«Попросту негде разместить...»

- Валерий Васильевич, вот вы уже который год с горечью говорите: и Ростов в целом, и Областной музей ИЗО задыхаются из-за нехватки выставочных площадей...

- Но это ведь действительно так! Начать с того, что в городе нет НИ ОДНОГО хорошего выставочного зала. Вот был такой зал на набережной, принадлежал Союзу художников. Однако в 2000-х его снесли: собирались там что-то строить. Было обещано, что под зал отдадут какое-то другое помещение, но словами всё и осталось... Или возьмите Выставочный зал на улице Максима Горького... Прежде всё это здание принадлежало Союзу художников. Но потом начались какие-то пертурбации. В итоге художников потеснили. Поэтому всё, что осталось, - это один маленький зал вместительностью до ста картин. Но что это для города с более чем миллионным населением?..

- Время от времени выручает как раз Музей ИЗО...

- Мы действительно порой приносим в жертву даже нашу постоянную экспозицию «Русское искусство конца 19-го - начала 20-го веков». Снимаем эти картины, хотя их очень нежелательно трясти: случается, что полотна осыпаются, ведь они уже очень старые. Зато отдаём этот зал под выставку работ каких-то современных художников. Но это капля в море. Всё равно выставочных площадей не хватает катастрофически. Показать в Ростове современное искусство вообще острейшая проблема. Или такой дикий факт: в Ростове нет постоянной экспозиции нашего, донского искусства. Попросту негде разместить... Поэтому, когда летом к нам приезжают туристы и спрашивают: «А где у вас можно увидеть работы донских художников?», мы отвечаем: «Нигде».

«В хранилище пройти невозможно»

- Не меньшая беда и недостаток площади самого Музея ИЗО. И спасением вопреки ожиданиям не стал и филиал в переулке Чехова (там и шёл наш разговор)...

- Вот это здание на Чехова музею несколько лет назад построили взамен особнячка на Пушкинской (сейчас там сидят чиновники МИДа. - Авт.), где прежде был выставочный зал зарубежного искусства нашего музея...

Однако целиком проблему нехватки помещений это здание не решило. Оно почему-то очень неразумно распланировано... Здесь сплошные коридоры и маленькие комнаты. Потому, когда оно строилось, мы до последнего боялись, что его у нас отнимут и отдадут чиновникам под кабинеты (грустно улыбается). Оно и впрямь больше напоминает офисное здание: на все 3 этажа лишь два выставочных зала. Хотя, безусловно, рады уже тому, что это помещение музею всё же отдали. Но этого, конечно, мало...

Вообще же сейчас в нашем музее более 6 тысяч экспонатов. Однако показать из-за дефицита площадей можем менее 10%... Да, сделано хорошее хранилище здесь, в здании филиала на Чехова. А вот хранилище на Пушкинской забито так, что там пройти невозможно... Мы иногда сами не можем вытащить нужную картину, особенно какой-то большой холст: настолько плотно они стоят. Это, безусловно, беда.

- Валерий Васильевич, но это беда не только для музейных работников, но и для ростовчан. Очевидно, из-за дефицита выставочных залов какие-то достойные картины десятилетиями лежат в запаснике, увидеть их возможности нет...

- То, что страдают зрители, бесспорно. Для нас это боль: имеем замечательные экспонаты, а показать их не можем. Гордость нашего музея - русская живопись 18-19-го веков, надолго снимать эту экспозицию мы не вправе. Но остальные коллекции толком показать не можем.

Скажем, у нас собрана прекрасная коллекция советской и российской живописи XX века! В 60-е, 70-е, 80-е мы ездили по мастерским наиболее талантливых художников, покупали их полотна. Многие из этих художников (Елена Нестерова, Татьяна Назаренко, Андрей Васнецов) - признанные мастера, имена которых известны во всём мире. А у нас есть их уникальные работы... Скажем, автопортрет той же Татьяны Назаренко (она стоит  у распахнутого окна) - вот такая уникальная вещь. Мы решили по частям, по мере возможности, всё же показывать наши изюминки из запасников. Скажем, вот недавно показали советское искусство 1930 - 1960-х годов. В дальнейшем будет экспозиция из 1980 - 90-х годов. Но понятно, что эти наши старания - капля в море.

P. S.

- В последние несколько лет какие только обещания, в том числе от властей, не звучали, - сетует Валерий Рязанов. - Говорили, что хорошо бы отдать под выставочный зал пустующий кинотеатр «Прибой» на набережной или Парамоновские склады. Но «Прибой» уже продан в частные руки, разговора о нём не идёт... В отношении Парамоновских складов перемен тоже не видно.

Особое мнение

«А в ответ - тишина»

Директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлана КРУЗЕ:

- В сентябре прошлого года, в рамках Фестиваля современного искусства, мы даже собирали пресс-конференцию, посвящённую острейшей проблеме нехватки выставочного пространства не только в нашем музее, но и в целом в Ростове. Мы пригласили принять участие в конференции и власть - министра культуры Александра Резванова и начальника Управления культуры города Людмилу Лисицыну. Хотели, чтобы получился некий трёхсторонний диалог - представителей культуры, власти и журналистов. На этой пресс-конференции представили два проекта создания либо выставочного зала, либо, например, Центра донского или современного искусства. Первый проект принадлежит архитектору Вячеславу Козлову, он предполагает возведение выставочного зала рядом с нашим музеем на Пушкинской, на месте теперешней арки. Второй проект, Александра Стадника, предусматривает приспособление под выставочный зал Парамоновских складов (это возможно даже в их нынешнем состоянии).

Однако сдвигов нет… Толком ответа на прозвучавшие предложения мы не получили. Вопрос создания выставочного зала остаётся открытым.

Вопрос-ответ

Многолетняя говорильня...

Недавно городские власти заявили, что наконец-то выбрано место под музей истории Ростова, о котором уже сколько лет ведутся разговоры... Мол, его разместят в доме на Московской, 72. А теперь выясняется: этот дом заселён людьми, которые не горят желанием съезжать либо готовы перебраться только в жильё в центре. А на это город не пойдёт. На приведение здания в порядок нужны огромные деньги. Другими словами: все эти разговоры про музей вновь ничем не кончатся... А ведь поначалу объявили: он заработает уже в 2015 году...

А. Хомченко, Ростов


- Лично я не верю, что музей появится скоро, - ответил «АиФ на Дону» председатель Президиума Общества охраны памятников (ВООПИиК) по Ростовской области Александр КОЖИН. - Вот когда говорили, что сломают выставочный зал на набережной, понимал, что так и будет. Его и сломали в 2007-м под предлогом приведения набережной в порядок.

Сама идея разместить музей в здании на Московской, 72, может, и неплоха. Но возникает вопрос: если есть здания, где открыть музей и быстрее, и проще, почему отвергать эти варианты? В доме на Московской, 72, муниципалитету принадлежит лишь небольшая часть первого этажа. Всё остальное - коммуналки. Теперь жители, разумеется, говорят, что не хотят уезжать из центра, где они провели всю жизнь. И их можно понять. Здесь и другая проблема: в Ростове, в центре города, не строится социального жилья, возводятся лишь элитные дома с большими квартирами. Переселять людей некуда.

Но главный вопрос - почему под музей было выбрано именно это здание? Скажем, куда разумнее  было бы разместить его в «домах-близнецах» напротив областной администрации (на углу Соколова и Социалистической). Они прямо просятся под музей... Они и красивейшие, и почти расселены. Или почему было отвергнуто давно пустующее здание бывшей библиотеки имени Горького (на углу Ворошиловского и Садовой), где муниципалитету принадлежит 80% площади? Другой хороший вариант - отдать под музей тоже невостребованное, заколоченное здание бывшего театра музкомедии...

Непонятно и то, кто принял такое решение. Вот Лисицына вдруг это заявила... А ведь по-хорошему такие решения принимаются после общественного обсуждения. Так что в скорое открытие музея я совершенно не верю. 

Прожекты

Даже великие имена не заслуживают внимания

В Ростове, по большому счёту, лишь два крупных музея - краеведческий и музей ИЗО, говорят все опрошенные «АиФ на Дону» эксперты.

Да, есть ещё Музей русско-армянской дружбы. Есть частный очень небольшой Музей современного искусства на Дмитровской. Есть ещё ведомственные музеи, но в целом их не наберётся, наверное, и с десяток. При этом идеи открыть очередной музей звучат часто, однако, как правило, завершаются ничем.

Самое громкое из так и неосуществлённых начинаний, безусловно, музей Александра Исаевича Солженицына.

С матерью он перебрался в Ростов из Кисловодска, будучи 6-летним мальчишкой. В Ростове с 1926-го по 1936 год учился в школе. Поступил на физмат Ростовского университета, который и окончил с отличием.

В 2008 году, в день похорон писателя, тогдашний президент Дмитрий Медведев даже издал указ, где было рекомендовано «принять меры по увековечению памяти Александра Солженицына, в том числе в Ростове-на-Дону».

Разговоры об открытии музея, например, в доме, который сам писатель больше всего любил в Ростове, - в пер. Халтуринском, 48 (там семья прожила много лет), начались с новой силой. Однако закончились ничем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах