Примерное время чтения: 8 минут
339

Научая - развлекай, развлекая - научай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "Аргументы и Факты" на Дону 17/01/2014

Два раза в месяц по четвергам Ростовский област­ной музей краеведения работает дольше обычного. Вечером зал заполняют посетители. Здесь проходят лекции об окружающем нас мире, послушать которые могут все желающие.

Научая - развлекай

- Михаил Ефимович, ваш проект «Человек изобретающий» существует уже три года. А как он вообще родился?

- Из моего опыта работы в Южном федеральном университете. Дело в том, что самая большая проблема любого образования - мотивация. Зачастую у тех, кто учится или работает, она просто отсутствует. И происходит это порой из-за того, что люди не понимают, о чём им рассказывают и как эти знания потом использовать. Мы же раскрываем человеку суть вещей, объясняем, как и когда они появились, кто автор того или иного изобретения. Когда ты знаком с истоками, тебе проще понимать настоящее. Задача нашего проекта - заинтересовать людей, расширить их кругозор, пробудить жажду к знаниям.

Поэтому во время лекций мы стараемся не просто рассказывать. На экране постоянно мелькают слайды. Мой помощник Олег Буров то и дело проводит различные химические и физические опыты, а я порой даже стихи читаю. Этот жанр в английском языке носит название «эдьютеймент», что на русском языке звучит как поговорка «Научая - развлекай, развлекая - научай». Если скучно рассказывать о сути науки, то можно не привлечь, а оттолкнуть людей.

- Среди ваших слушателей есть и школьники, и студенты, и представители старшего поколения. Некоторые приходят семьями. Что же их всех привлекает?

- Наши посетители приобретают в первую очередь интерес к жизни. Дело не в знаниях. Хотя есть и такие, кто записывает всё, что я говорю. Но существует и другая категория людей. Многие после нашего вы­ступления приходят домой и начинают рыться в Интернете, справочниках, литературе, ищут свою, более подробную, информацию о том, что мы рассказываем. В человеке просыпается интерес к познанию мира. И это я считаю самым важным.

Пришли на запах

- И о чём вы рассказываете на своих лекциях? Какие темы за­трагиваете?

- В общей сложности у нас сегодня разработано около пятнадцати занятий, и все они о самых обычных на первый взгляд вещах. О лекарствах и медицинских приборах, об одежде и косметике, о средствах личной гигиены.

У нас было несколько лекций, посвящённых ароматам, в том числе и афродизиакам, так называемым запахам любви. На некоторые выступления посетителей пришло столько, что не всем хватило мест в зале. Несмотря на это, люди готовы были слушать лекции стоя. А музей краеведения даже был вынужден прекратить продажу билетов...

- Так что же это за ароматы любви такие, которыми вы буквально заворожили людей?

- Начнём с того, что любое произведение парфюмерии рассчитано на привлечение одного человека другим. Самыми сильными афродизиаками мож­но назвать розу, лаванду, ирис. Пробуждают интерес и страсть также корица и имбирь. Кстати, эти пряности, даже когда мы употребляем их в пищу, воздействуют в первую очередь через обоняние, а не через вкус. Конечно, всё зависит ещё и от индивидуальной переносимости человеком того или иного компонента. Кому-то запах может не понравиться, а у кого-то и вовсе вызвать аллергическую реакцию.

- И вы предоставляете своим посетителям возможность вдохнуть эти ароматы во время лекции?

- Разумеется. А ещё у нас на занятиях можно всё трогать. А самое интересное, как ни странно, начинается по окончании встречи. Все желающие могут остаться и под нашим руководством изготовить, например, мыло или духи. Мне кажется, именно это и привлекает многих людей к нам. Осознание того, что вот этот брусочек мыла ты не в магазине купил, а сделал сам, дорогого стоит. Мы работаем по готовым рецептам, но разрешаем посетителям экспериментировать. Они могут сами выбрать, чем будет пахнуть их творение. Пожалуй, это и есть самые настоящие ароматы любви. Ведь в них вложена душа.

- Так у вас рождаются парфюмеры?

- Не знаю, не знаю. Может кто-то и появится со временем. Но стоит оговориться: не всё, что мы позволяем людям делать в музее, можно повторять дома. Во-первых, иногда нужно специальное оборудование. А во-вторых, необходимо тщательно соблюдать технику безопасности.

Не сидеть на месте

- Помимо музея краеведения, вы читаете лекции и на химиче­ском факультете Южного федерального университета. При этом не всё, что вы рассказываете в рамках проекта «Человек изобретающий», касается химии. Откуда у вас такой пласт знаний?

- Из жизни. Но очень многое приходится доучивать и узнавать в ходе подготовки той или иной лекции. Нас в команде восемь человек, и каждый отвечает за свою часть. Но мы обязательно собираемся вместе и обсуждаем. К каждому занятию готовимся не меньше двух месяцев. Это бешеный труд. Например, лекция об одежде почти готова, но пока отложена. Мы к ней вернемся через какое-то время. Заново посмотрим, насколько это интересно.

- А почему такая долгая подготовка - несколько месяцев? Да и что нового можно рассказать об одежде?

- Так ведь нам из обилия сведений нужно отобрать только самое главное. Мы не можем рассказать посетителям всё. Есть лимит в полтора часа. Вот и решаем, что нужно включить в разговор, а что можно оставить за кадром. Заядлых модниц хочу сразу огорчить: речь пойдёт не о фасонах, а о материалах, из которых делают одежду. Посетители узнают, как родилась нитка, какую роль в истории сыграла иголка. Такие простые и обычные предметы, но мало кто знает, как они появились. Все секреты раскрывать не буду.

- Наверное, если бы занятия в школе или университете проходили так же интересно, то в нашей стране было бы больше увле­чённых своим делом людей...

- Для того чтобы такие проекты работали в учебных заведениях, нужна поддержка на местах. К сожалению, система образования у нас очень косная. Предметов много, времени мало. Всех поджимают проверки знаний типа Единого государственного экзамена. Люди вынуждены подчиниться этому ритму. Поэтому даже самые увле­чённые и креативные преподаватели с трудом находят время, чтобы приобщить своих учеников к чему-то интересному и полезному. Но, с другой стороны, существуют ведь всевозможные кружки и секции, где можно развивать себя и свои способности.

- Вы ещё и директор одного из музеев в Южном федеральном университете. Где он находится? Что за экспонаты там представлены?

- Естественнонаучный музей ЮФУ был создан в 2007 году и объединил под своей крышей предметы, связанные с изобретениями в разных областях. Это спички, зажигалки, ручки, редкие виды бумаги, керамика, стекло - всего не перечислить. Экспонаты выставлены в одной из аудиторий химического факультета. Правда, увидеть можно лишь процентов 30 из того, что у нас есть. Остальное находится в хранилище. Нашим посетителям мы разрешаем практически всё трогать. Посетить музей могут все желающие, а вот лекции там проходят только по договорённости.

- В университете преподаёте, музей создали, научные и просветительские статьи пишете. Вам, Михаил Ефимович, путь в науку, наверно, с самого детства был проложен?

- Я родился на Украине. Мама у меня работала врачом, отец - юристом. В нашей семье всегда был культ образования. Родители создали дома демо­кратичную обстановку. Мне никогда ничего не навязывали. К тому же меня всегда окружали интересные и одарённые люди: преподаватели в школе и университете,  нынешние коллеги. Это всё прекрасно стимулирует, за­ставляет развиваться, а не сидеть на месте. Поэтому каждому советую: окружите себя неординарными и талантливыми личностями - и сами станете такими.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах