Антон Чехов и Михаил Шолохов – великие отечественные писатели и большая гордость Ростовской области. Непохожие друг на друга мастера творили в разное время и, на первый взгляд, затрагивали разные темы. Шолохов – уроженец станицы Вёшенской – прежде всего ассоциируется с казаками и отражением их жизни в эпоху политических потрясений. А таганрожец Чехов запомнился высмеиванием пошлости и мещанства в царской России.
9 августа, во всемирный День книголюбов, пора сорвать все покровы. Первым главным героем Чехова стал казачий есаул, а Шолохов при изображении донской степи вдохновлялся опытом старшего коллеги. «АиФ-Ростов» выяснил, чем похожи писатели и где в их книгах прослеживается южный колорит.Не забыл донской крыжовник
Антон Павлович Чехов стал профессиональным писателем уже в Москве. Однако все его ранние произведения основаны на южнороссийском материале.
Например, хрестоматийный рассказ «Хамелеон» начинается так: «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
Далее Чехов пишет, что ветер носит обрывки газет по базарной площади. Любой, кто попадёт на таганрогский центральный рынок в наши дни, узнает эту картину. И таких рассказов много: «Маска», «В рождественскую ночь», «Степь» и так далее. Все они написаны под большим таганрогским впечатлением.
В отличие от Шолохова у Чехова нет легко узнаваемых реалий, они угадываются дончанами, но не опознаются москвичами.
«Многие исследователи говорят, что Чехов написал рассказ «Ведьма» после поездки в подмосковное имение Бабкино. Однако представление о ведьме на Юге и в центральной России очень разные. У Чехова ведьма абсолютная южная – молодая и соблазнительная красавица, с ней прежде всего связаны амурные сюжеты. А на севере ведьму изображают страшной старухой, которая отнимает у коров молоко и вредит людям всяческими способами», – рассказывает заведующая лабораторией филологии Южного научного центра Российской академии наук Марина Ченгаровна Ларионова.
А вот как Бунин прокомментировал одно из самых известных произведений Чехова «Вишневый сад»: «Вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишнёвых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения».
Конечно, в центральной России и Орле, где жил Бунин, вишневых садов не было. В это же время на донской земле их возводили в промышленных масштабах. Более того, вишня на юге имеет особую символику. Ягода олицетворяет смерть и возрождение: после плода всегда остаётся косточка, из которой можно вырастить новое дерево. Как раз в «Вишневом саду» Чехов и говорит об уходе дворянства и появлении передовой интеллигенции.«В повести «Степь» сказано, что «у дороги стояли тополи». Почему Чехов так пишет, ведь он был грамотным человеком? Дело в том, что Таганрог до 1888 года входил в состав Екатеринославской губернии, которую разделили при СССР. И в южнороссийском языке того времени тополя были женского рода. Ещё одна особенность донского писателя», – продолжает Ларионова.
Одна и та же степь
Россияне привыкли думать, что Чехов и Шолохов абсолютно разные, но у них много общего. В частности, писатели изображают степь не как природный ландшафт, а как пространство испытания героя. В той же «Степи» девятилетний Егорушка проходит в этом чужом по началу месте ряд испытаний, но преодолевает их и становится другим человеком. У Шолохова почти все события происходят в степи.
«Мы не связываем Чехова с казаками, но у него много произведений о них, например, «Казак» и «Печенег». В своём первом напечатанном рассказе «Письмо к учёному соседу» писатель рассказывает о человеке, который пишет соседу и демонстрирует своё невежество. Письмо было подписано казачьим есаулом. Во второй половине 19 века офицеров-казаков делали дворянами и наделяли землёй. Они не блистали манерами и учёностью, что отразил Чехов. Он писал о казаках с юмором, иногда с почтением и уважением. Но в основном он изображал их невежественными и диковатыми. Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон» даже позволил себе некоторые размышления, где он как будто спорит с чеховскими представлениями», – заключила заведующая лабораторией филологии ЮНЦ РАН.
Сокровищница мировой литературы
Главные книги Шолохова – «Поднятая целина» и «Тихий Дон». Писатель отразил в них драматические события, которые развернулись на донщине во времена Первой мировой войны, революции, Гражданской войны и коллективизации.
Донской писатель был в этом так успешен, что в 1965 году ему вручили Нобелевскую премию с формулировкой: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
При этом Шолохова нельзя расценивать как регионального писателя. Его образы Аксиньи и Григория вошли в сокровищницу мировой литературы.
«Я как-то была в Москве, зашла в кафе и сидела рядом с девушкой из Англии. Мы разговорились, и она поделилась, что идёт вечером в театр посмотреть на Аксинью, тогда Быстрицкая играла. Вот вам пожалуйста, насколько известен Шолохов. Девушка специально пошла посмотреть на живую Аксинью. В своё время Михаил Александрович говорил, что Чехов достаточно далёк от него, но его творчество всё равно оказало влияние. Прежде всего умением показать пейзаж», – рассказала доцент кафедры отечественной литературы ЮФУ Татьяна Осипова.
Вот такие интересные факты рассказали ростовские эксперты о великих писателях специально ко Дню книголюбов. Читайте книги!