Примерное время чтения: 10 минут
1117

Власть музыки. Искусство облагораживает душу человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "Аргументы и Факты" на Дону 01/09/2015

В руках мамы скрипка вдруг оживала. Она то мелодично пела, то, казалось, плакала, а потом переходила на нежный шёпот. Малышка завороженно смотрела, как смычок скользит по струнам, и покачивалась в такт музыке.

- Часто вместо колыбельной я слушала, как играет мама. И мечтала, что когда-нибудь и в моих руках этот смычок «заговорит» неземными звуками. Хотя потом, конечно, бывало всякое. И усталость, и слёзы, и сомнения, и переживания. Но всё это меркло в сравнении с тем наслаждением, которое мне дарил неповторимый мир музыки, - говорит Мария РОМАНЮК, скрипачка Ростовского академического симфонического оркестра.

О проблемах музыкантов, культурном воспитании и священном песнопении мы и поговорили.

Крохи для искусства

- Маша, ты пошла по стопам мамы и стала скрипачкой. Никогда не жалела? С такой профессией много не заработаешь.

- Профессию я выбирала по призванию. Но когда у тебя своя семья, дети, то размер зарплаты, конечно, имеет значение. А для людей искусство - это вообще больная тема. Вот я в оркестре получаю 14 тысяч. По нынешним временам смешные деньги. А в некоторых местах ситуация и того хуже. Например, меня приглашали преподавать в консерваторию. И я бы с радостью пошла. Но там ставка крошечная - 6 тысяч. А работы и ответственности много.

Я в своё время и за границей была, и по России поездила. Есть с чем сравнивать. Так вот, положение музыкантов в Ростове - одно из худших. На Дону отношение к культуре какое-то остаточное: на все сферы деньги выделяют, а людям искусства бросают крохи. По крайней мере у нас, в филармонии, именно так. И мне до сих пор непонятно: почему в Краснодаре находят возможность платить музыкантам по 25 тысяч, а у нас в регионе - нет. А ведь у нас один из лучших коллективов. На Фестивале оркестров мира в Москве мы сорвали такой шквал аплодисментов, что и словами не передать. А дома мы при полупустом зале играем. У филармонии нет популярности среди горожан, нет рекламы. В этом плане молодцы в Музыкальном театре: есть и имидж, и поддержка. А какое у них здание красивое, не стыдно зайти. Наше же помещение уже много лет разваливается на глазах. Очень хочется, чтоб на филармонию, наконец, обратили внимание, ведь она не менее значима для Ростова, чем театр.

- Помню, пару лет назад был случай. В Ростове пошёл сильный ливень, а в филармонии потекла крыша, и музыкантам пришлось рассаживаться по краю сцены, чтобы спасти инструменты от влаги. Но играть никто не прекратил...

- Могу привести другой пример. Одно время у нас постоянно лопались софиты. Что-то там было с ними не так, требовалась замена, а денег на это не выделяли. И вот приехал к нам Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ. Идёт репетиция, мы аккомпанируем. Неожиданно раздаётся «бабах!», и горячие осколки летят на виолончелистку, попадают ей в голову. Хворостовский первым подбежал, стал вынимать куски стекла у неё из волос. Ну это же просто из ряда вон выходящее, чтобы при музыканте такого уровня и так опозориться. И только после этого инцидента лампы нам заменили.

Я уже молчу о том, что летом мы задыхаемся от духоты, а зимой сидим в шубах. Здание выглядит неприглядно как снаружи, так и внутри. Весь задник в плесени. А у музыкантов даже гримёрок нет. Мы переодеваемся в узеньком коридорчике за ширмой. Во время крупных мероприятий туда врываются то дети, то мужики какие-то. Проблем много. Но при этом не хочется, чтобы у филармонии был негативный имидж. У нас ведь и программы хорошие, и уровень достойный. А в этом году симфоническому оркестру вообще 80 лет исполняется. Мы один из старейших коллективов не только в Ростове, но и в России.

Мир звуков

- А с кадрами есть трудности?

- Хорошие кадры нужны всегда. Но привлечь их на мизерную зарплату не так просто. Многие мои талантливые друзья уехали: кто в Москву и Питер, а некоторые и вовсе за границу - в Англию, Францию, Германию. А ведь могли остаться здесь и прославлять родной регион. Приезжают к нам в Ростов ребята из других регионов. Одарённые, глаза горят, но почти никто не остаётся.

На Дону отношение к культуре какое-то остаточное: на все сферы деньги выделяют, а людям искусства бросают крохи. Фото: Из личного архива героини публикации.

Вот у нас ребята отыграют в оркестре, а потом в другое место бегут. Кто в музыкальную школу, кто на корпоратив, многие вообще таксуют. Работу ведь бросать не хочется. Музыканты учатся 18 лет - в школе, училище, консерватории, аспирантуре. За эти годы ты так влюбляешься в своё дело, что не мыслишь жизни без него. Вот и приходится совмещать.

Сама я раньше на улице играла. Выходила по вечерам на Пушкинскую. На лавочках сидят пожилые люди, пешеходы неспешно гуляют, дети резвятся. Приятная атмосфера. Все такие доброжелательные. За день получалось заработать в среднем 800 - 1000 рублей. Со временем я и на корпоративах выступать стала. Мы с однокурсниками создали струнный квартет. Хотя на торжествах, конечно, разные люди попадаются. Муж мой не любит, когда я на чужих праздниках играю. Ведь это как зачастую происходит? Люди пьют, едят, а музыканты как обслуга их веселят. Но бывают и очень гостеприимные заказчики. На одной армянской свадьбе нам накрыли отдельный стол, а гости громко аплодировали и постоянно кричали «бис!». Есть, конечно, и совсем злачные места, где нужна не столько музыка, сколько надо попой вертеть. От таких предложений отказываемся.

- Как думаешь, музыка способна повлиять на человека, его мировоззрение?

- Конечно. Я вообще считаю, что каждый ребёнок должен посещать музыкальную или художественную школу. Даже если он потом не свяжет свою жизнь с искусством, ему это всё очень пригодится - и для широкого кругозора, и для душевных качеств. Вот говорят, что молодёжь жестокая - снимают на телефон, как кого-то бьют, а помогать не спешат. А всё потому, что воспитание такое, никакой культуры нет. Если у мамы не хватает денег, чтобы отвести ребёнка в филармонию, он и сидит дома, смотрит сериалы с убийствами.

Раньше было как-то стыдно ничем не увлекаться, не интересоваться. У музыкантов по-иному строится мышление, ты уже не воспринимаешь тот мусор, что звучит из радиоприёмника. У меня дети, три и четыре годика, они, когда слышат из проезжающих машин громыхающие песни, говорят: «Мама, что это за бум-бум, это же не музыка». Они уже понимают, что такое искусство. Хотелось бы, чтобы родители больше обращали внимание на воспитание своих детей. Вот у моих девочек уже и маленькая скрипка есть. Но тут важно ещё, чтобы ребёнку и педагог хороший достался. Мне в этом плане повезло: в музыкальной школе я занималась у Натальи ГОРЛОВОЙ. Она безумно талантлива и умеет общаться с детьми. Она преподаватель от Бога, что на самом деле большая редкость.

Священная песнь

- Ты ведь ещё и в церковном хоре поёшь. Как ты там оказалась?

- В 2000 году я пришла в воскресную школу для взрослых при Свято-Александринском епархиальном подворье. А через год мы с ребятами поехали в село Петровка, там был разрушенный храм, его только-только начали восстанавливать, и мы поехали помочь. У них не было своих певчих. И вот к нам подошёл батюшка, стал спрашивать, кто хоть чуть-чуть умеет петь. Так и состоялся мой дебют.

Мария Романюк: "Очень важно сохранить в себе способность сопереживать, откликаться на чужое горе". Фото: Из личного архива героини публикации.

Сейчас я уже постоянно пою в хоре. И не только по выходным, но и в будни. Стараюсь совмещать это всё с работой в оркестре. Поначалу, конечно, долго училась, перед каждой службой испытывала волнение. Ведь в храме мы не просто поём, мы служим Богу, а это высшее, что есть на земле. Вообще в церкви сейчас много молодёжи. Люди приходят, ищут себя, свой путь. В церкви мы и с мужем познакомились, и волонтёрством я стала здесь, вместе с православной молодёжью, заниматься.

- И кому помогаешь?

- Сейчас в основном беженцам. Когда начались все эти события на Украине, а к нам в большом количестве стали приезжать люди с Донбасса, многие прихожане кормили на вокзале прибывших. В один из дней некому было пойти, и я вызвалась сама. Так я там таких историй наслушалась, на такое насмотрелась, что потом спать спокойно не могла.

Вообще я заметила, что у нас очень много волонтёров сегодня. Неравнодушные люди и детей пропавших ищут, и бездомных кормят, и детские дома посещают. Меня вот иногда приглашают из различных фондов и организаций, просят поиграть для больных деток. Это малое, что я могу для них сделать. Конечно, очень важно сохранить в себе способность сопереживать, откликаться на чужое горе. Помочь ведь может каждый. И для этого не всегда нужны деньги.

Мария РОМАНЮК (Линская).

Родилась в 1986 году. Окончила Ростовскую консерваторию в классе профессора
А. С. Милейковского. Победитель двух международных конкурсов (премии Гран-при) в Австрии и Финляндии, победитель общероссийского конкурса «Молодые дарования России», стипендиат Фонда имени А. К. Глазунова. Работает в Ростовском академическом симфоническом оркестре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах