Когда транзистор дяди Миши передал сигналы точного времени, а таксист Рафик наконец-то уронил, крутящиеся на пальце ключи, в Ростов вошёл полдень. Полдень десятого дня весеннего месяца апреля. И в этот день и в следующий на Старом Базаре уважаемые люди собрались на выставке ростовского фотохудожника Глеба Садова «Новости рынков».
От клубники до хурмы
В прошлом пандемичном году, когда свободно ходить можно было только на рынок, Глеб покупал там клубнику и вдруг увидел на дне ящика газету, пропитанную ягодным соком. Выглядело это всё очень художественно и мало того: несло двойной смысл. По столбикам политических новостей и ковидной статистике расползались сочные пятна. Новости завтра поменяются, поменяются и фрукты. Так и родилась серия: от клубники до хурмы, от мая до ноября.
Каждую неделю Глеб ходил на рынок и искал газеты, в которые заворачивал сезонные фрукты и ягоды. Номера специально не подбирал, всё происходило по велению судьбы, а получилось неожиданно и интересно. К примеру, за дегустацией сулугуни купленного здесь же, на рынке, я прочитала несколько заметок из фотокартинных прошлогодних газет: вспомнила о митингах в Минске, штрафах ковид-дессидентам и даже погода прошлой весны для сравнения пришлась ко двору – тогда тоже было не особенно жарко. Потом вычитала, что Эрмитаж потерял из-за вируса половину годового бюджета, а черепахи в Киеве сделали из кресла плавучий дом. И все это случилось в месяц, когда дороги ростовского частного сектора были засыпаны тютиной, вишней и алычой...
Рафик, дядя Миша и другие уважаемые люди
Для Центрального рынка открытие такой выставки – первый эксперимент. Но для художника - удача, потому что если в музей народ сам не пойдёт, то по дороге за мясом или картошкой подойдёт к стенду из любопытства и, как герой презентации таксист Рафик, посмотрит, поцокает, будет с соседом обсуждать.
Кстати, Рафик и увешанный медалями дядя Миша на поверку оказались артистами шоу-группы «Короче, смотри!» (Андрей Симоненко и Антон Соловьёв). Но и первый со своими итальянскими туфлями чалтырского производства, и второй с транзистором, пользовались у публики не меньшей популярностью, чем работы. Потому что они тоже дети своего времени и своего города: один «с Ростова», другой «с Нахичевани» и где они могли схлестнуться душа в душу, как не на Старом Базаре, у выставки фотокартин?
–Как вам? – спросила я у дяди Миши.
–Искусство, – выбросил руку он. - Но сильно не балуйтесь, церковь рядом.
Помимо дяди Миши и Рафика, вокруг было много уважаемых людей. Потому что это очень по-ростовски: когда одни уважаемые люди помогают другим уважаемым людям – кто рублем, кто помещением, кто талантом. Поэтому и обсуждение, и истории, и дегустации, и встречи - всё было, как дома. А на обратном пути гости могли купить свежей черемши, молодой картошки или кусок леща прихватить.
«Теперь хоть газеты от рыбы не выкидывай, такие, оказывается, художественные пятна! - поделилась со мной одна посетительница. – Кто бы раньше знал?..»
Никто не знал, хотя всё это десятилетиями лежало на поверхности: газеты, фрукты, мгновение, которое со времён Гёте художники пытаются остановить. Но Глебу Садову это удалось: пришёл, увидел, остановил и сделал выставку, на которой есть, что посмотреть, есть, что почитать и о чём подумать.
И наша газета, кстати, есть тоже. Номер, пропитанный красной смородиной. Говорят, смородина – это к добру.