Примерное время чтения: 8 минут
468

Юрий Щербаков: С просьбой помочь мы обращались к власти. Но нам отказали

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "Аргументы и Факты" на Дону 08/09/2013

Ненужная правда

- Юрий Николаевич, прежде всего с праздником вас.

- Да какое там, - с досадой машет рукой. - Для нас это праздник со слезами на глазах. Ведь Ростовской киностудии, где снимали преимущественно документальное кино, как и практически всех подобных студий, в России уже почти десять лет нет. Из нашей одни ушли раньше, другие - позже. Я - в 2002-м, и студия уже умирала. А через пару лет её окончательно не стало. Да, сохранены крупные студии игрового кино в Москве, Питере, кое-как карабкается Свердловская. Что до студий кинохроники, то их практически не осталось. Сохранилась, к примеру, в Новосибирске, там её частично перепрофилировали. Причина простая: перестало поступать федеральное финансирование, ведь студии были государственными. И никто его возобновлять не собирается.

Это тем более обидно, что ростовская студия уступала только московской и ленинградской. У нас работали легендарные люди - тот же режиссёр Леон МАЗРУХО, снявший «Взятие Берлина» и потрясающие фильмы о Шолохове, фронтовик и легендарный оператор Кенан КУТУБ-ЗАДЕ, первым вошедший с кинокамерой в освобождённый Освенцим. Если говорить о более позднем периоде, это режиссёр Серёжа СТАРОДУБЦЕВ, которого называют гением документалистики. Да я могу ещё уйму имён назвать.

- Причём вы упомянули, что для возрождения ростовской студии каких-то астрономических сумм не надо.

- Прежнее здание сейчас вторично выставили на продажу. Поезд, как говорят, ушёл. Но мы могли бы открыть студию в здании федерального Союза кинематографистов (в Доме кино на Пушкинской), где и находится наше отделение. Сейчас всё снимается на электронный носитель, так что большие аппаратные не нужны. Достаточно купить хотя бы по два комплекта аппаратуры - съёмочной, звукозаписывающей, осветительной, монтажной, а также «хромакейный фон». На всё это необходимо где-то 3 с половиной миллиона рублей. С просьбой помочь мы обращались к власти. Но нам отказали.

Но ведь документальное кино - это память. Память народа. Это достоверный исторический документ. Поэтому позицию государства я совершенно не понимаю. Получается, власть не заинтересована в правде. Может, ей есть что скрывать?! Тем более, что эта студия могла б играть и другую роль. Сейчас многим предприятиям, организациям нужно учебное кино. Да и студия была бы базой, где молодёжь приобщалась бы к профессиональному кино, где мы могли бы её учить.

Хотя вообще многое в киноиндустрии меняется, увы, не в лучшую сторону.

- ?

- Вот я недавно побывал во ВГИКе, который окончил в 1976 году. Там большая половина студентов обучается платно. Вошёл в столовую, посмотрел, как питаются студенты: они едят бутерброды с красной икрой. Да, есть процент бюджетного набора, но он совсем небольшой. И представьте, как сложно туда прорваться, ведь во ВГИК приезжают со всего мира...

Кино - под замком

- Ваши фильмы - тот же «Мутант», где рассказывалось о человеке, ставшем серийным убийцей и террористом, «Суфлёр» - где повествуется об аномальных явлениях, «Я выбираю любовь», «Деревенская история» актуальны и сейчас. Хотя сняты 20, а-то и 30 лет назад...

- Знаете, мне это совершенно не кажется странным. Документальное кино тем и ценно, что оно не только для сегодняшнего дня. Хорошее документальное кино интересно смотреть всегда. Вот вы назвали «Я выбираю любовь»... В его основе сама по себе поразительная история. Это кино о женщине из Калужской области, художнице Люсе Киселёвой. Она инвалид с детства, не знает, что такое движение, но это совершенно потрясающая личность. И вот Коля Милов бросил семью ради того, чтобы жениться на ней. В основе «Деревенской истории» был рассказ о 22-летнем пареньке, который стал лучшим учителем России, директором школы. Дети, которые выжили с работы нескольких учителей, в нём души не чаяли. А ещё о том, что в итоге он из этой школы ушёл. Фильм о добре и зле, о любви и предательстве.

Вообще в этой связи есть и ещё одна проблема. Сейчас в России документальные фильмы толком нигде не увидишь. Да, открыли в Москве года полтора назад первый в России документальный кинотеатр. Или вот мы в своём кинозале в прошлом году, на очередной День кино, двое суток показывали нон-стопом с утра до вечера фильмы лучших донских кинематографистов.

- И залы не были пустыми?

- Что вы! Более того, я увидел, что люди-то тянутся к документальному кино. Причём в зале была и молодёжь. Но беда в том, что возможностей увидеть документальное кино совсем мало. Прокатчикам куда выгоднее крутить в кинотеатрах игровые фильмы, ведь на них заработаешь больше. Телевидение тоже показывает в полном смысле документальное кино, снятое кинематографистами, редко, основная его часть - под замком...

Тайны бытия

- В начале 90-х вы не побоялись взяться за весьма спорную тему аномальных явлений, сняли первый в СССР уфологический фильм «Суфлёр», где рассказали о сальском контактёре с внеземными цивилизациями - Иване Шапошникове. И впоследствии не раз обращались к этой теме.

- После, в 1994-м, я снял «Наваждение». Знаете, моей задачей было просто проинформировать людей о некоторых странных, как мне кажется, фактах. «Наваждение» я снимал в Таллине. Нам рассказали о необычной истории: мальчику стало сниться, что в определённом месте - на другом конце города, под землёй, зарыта «летающая тарелка». В конце концов родители забили тревогу, история получила огласку. Причём мальчик смог очень точно описать, где она находится, как выглядят улица, частный дом, во дворе которого это происходило. Приборы показали, что под землёй скопление металла. Но что меня поразило больше всего: в том месте я увидел СОТНИ кошек. Казалось, они собирались там со всего Таллина. Координировал наши действия руководитель местного уфологического клуба и одновременно... майор КГБ Ханс Раутсик. Историей заинтересовалась и известная лётчица Марина Попович. Начали уже копать, но через мгновение под землёй раздался взрыв.

Да что далеко ходить... Вот буквально несколько дней назад мы с сотрудником районной администрации обсуждали мероприятия ко Дню кино. Зашли в кафе при нашем Доме кино, взяли кофе. А когда собрались уходить, нас окликнула женщина за соседним столиком. Заявила, что обладает рентгеновским зрением. Мол, видит человека насквозь. Мы посмеялись. А она вдруг сказала, что моему спутнику надо срочно заняться позвоночником, а также что есть угроза тромба. Мне - о том, что надо беречь сердце, пр. Надо ли говорить, что всё оказалось в точку? Тот мужчина обомлел: дескать, долго занимался борьбой и позвоночник травмирован, хотя внешне он крепкий, здоровый мужчина.

Так что мир, возможно, намного сложнее, чем нам кажется.

Позже мне хотелось взяться за тему о находке странных артефактов. Скажем, в пластах угля, возраст которых миллионы лет, чего только не находили, даже... отменные швейцарские часы. Я встречался с серьёзными учёными, которые допускали: это может быть свидетельством... путешествий во времени, которые стали возможны на каком-то этапе у каких-то цивилизаций, а, возможно, и у земной. Как знать...

А что до «Суфлёра»... Чем Шапошников меня (да и не меня одного) поразил? Это был малограмотный сварщик. У него в доме не было ни одной книги и даже телевизора. Но в какой-то момент он принялся грамотно объяснять строение Солнечной системы, рассказывал, как дует ветер на Марсе, как именно падает пыль на Луне и пр. Был и такой случай: уже после премьеры фильма к нам на студию приехали два лётчика-полковника из Ейского авиационного училища. Тогда была нашумевшая история: один курсант-отличник дважды катапультировался, угробил 2 самолёта. Он утверждал, что всякий раз на него воздействовала «летающая тарелка». Указал квадрат, откуда она якобы поднималась.

Командование училища выяснило, что в этом квадрате - дом Шапошникова. А ещё мне запомнилась фраза Шапошникова: мол, есть планеты райские и адские, а Земля - что-то вроде чистилища.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах