aif.ru counter
09.04.2014 16:40
Ирина ПРИЛУЦКАЯ
493

Что скрывается за кулисами Ростовского Музыкального театра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "Аргументы и Факты" на Дону 09/04/2014

За кулисами театра

- Нашему городу-миллионнику, конечно, театров не хватает. По-хорошему их должно быть втрое больше, только всё упирается в деньги. Я не сомневаюсь, что возможность открыть новые театры нашлась бы. Другое дело – на что их содержать…  – говорит художественный руководитель Ростовского Музыкального театра, профессиональный музыкант, кандидат философских наук Вячеслав КУЩЁВ.

О театральной жизни Ростова, о том, куда исчезают выдающиеся певцы и музыканты, и почему молодёжь не интересуется настоящим искусством, мы поговорили в Международный день театра. 

Редкие кадры

- Вячеслав Митрофанович, вы в Музыкальном театре с его первого дня. Какая главная задача стояла перед вами тогда, в 1999 году?

- Это было сложное назначение, и я до последнего не соглашался на должность. Потому что фактически музыкального театра у нас не было. Ростов всегда гордился Театром музкомедии: в своё время он был одним из лучших в стране. Но та слава ушла, и положение труппы было крайне тяжёлым. Конечно, прежде всего нужно было искать кадры. Ведь что такое музыкальный театр? Это опера, балет, мюзикл, оперетта. И остро стоял вопрос: а кто вообще будет петь, играть и танцевать? В оркестре вместо 110 человек работали всего 27, вокальной труппы, исполняющей оперные партии, не было вообще, балетной тоже. Как и цехов, которые могли бы создавать декорации, соответствующие нашей сцене.

Взять тот же балет. Да, сейчас в Ростове есть хореографическое училище. Но что такое училище, которому нет и 10 лет, по сравнению со школой Вагановой или Головкиной? Мы берём наших ребят, но без хорошо подготовленных артистов Музыкальному театру и сегодня не обойтись. А тогда вообще были рады всем, кто согласился у нас танцевать. Приехали ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Саратова, Красноярска и т.д. Большой вклад внесли в судьбу театра специалисты из Белоруссии. И сейчас мы посещаем все ярмарки певцов, приезжаем на выпускные экзамены в хореографические училища по всей России. Все эти годы идёт бесконечный поиск кадров. И это нормально. Потому что, увы, век актёра недолог. Но если поначалу мы принимали всех желающих, потому что выбора не было, то сегодня попасть сюда сложно. Человек должен доказать, что он достоин. Я вам больше скажу, в постоянном поиске актёров живут все театры мира.

- В Ростове есть консерватория, но, выходит, нет достойных музыкантов и голосов?

- Когда-то во многом благодаря консерватории наш театр стал реальностью. Но мы потеряли целое поколение: дети перестали заниматься музыкой. Понятно, что труд музыканта семью прокормить не может. В музыкальную школу детей отдают чаще для общего развития, а потом те пополняют армии юристов и экономистов. А с музыкантами у нас беда: некому играть на деревянных духовых, медных духовых, даже со струнными инструментами проблем предостаточно. Единственную нашу арфистку мы пригласили из Белгорода.

Фото: Филипп Иващенко / Филипп Иващенко

Голоса – это тоже проблема. Но сегодня и в природе что-то происходит: очень много лирических сопрано, но очень мало басов и теноров. Да и голос – это ещё не всё: важно, как человек учит партии, входит в образ…  

- Я знаю, вы очень бережно относитесь к актёрам. И всё-таки многие ушли из театра, уехали в другие города…

- Многие уехали – это не совсем правда. В первые годы мы брали студентов, несколько человек из них сейчас работают в лучших оперных театрах – Мариинском, Большом, Санкт-Петербургском театре оперетты. С одной стороны, жалко, ведь мы их учили ходить по сцене, не бояться юпитеров и доносить образы, шили на них костюмы. Но, с другой, это неизбежно: творческого человека нельзя приковать цепью к одной сцене. По своей сути любой артист  немного бродяга. И он должен видеть новые сцены и зрителей, нести своё искусство людям. Сегодня солистов из нашей постоянной оперной труппы часто приглашают на спектакли в другие города и даже в Большой театр, который может себе позволить любую мировую звезду. И за эти годы никто из наших воспитанников не понизил планку: если уезжают, то на более хорошую и оплачиваемую работу. При этом я всегда говорил, что лучше нашего театра нет, потому что вижу, как он вырос. За 15 лет сделано уже 87 премьер. Мы каждый год выезжаем на гастроли: показали за рубежом больше 500 спектаклей. И не в каких-то захолустных городах, а в Мадриде, Лондоне, Порту, Лиссабоне, Дубае, Катаре, Милане, Риме, Барселоне. Наш Музыкальный театр работает на лучших сценах, и великие залы аплодируют ростовчанам стоя.

Не дали трещину

- Сегодня в мире довольно напряжённая обстановка. Как это повлияло на ваши культурные связи?

- Когда государствам трудно договориться, культура, напротив, выступает эдаким полпредом. И пока мы не чувствуем напряжения в связи с присоединением Крыма к России. Буквально недавно пригласили на гастроли в Америку. Настойчиво звонят из Испании, куда мы многократно выезжали: просят привезти «Риголетто» и «Севильского цирюльника», приглашают балет.

Конечно, Европа сегодня переживает нелучшие времена: импресарио сокращают гастроли. Но на нас это пока не отразилось: предложений даже больше, чем мы можем принять.

- А что, помимо творческого процесса, волнует вас в жизни театра сегодня? Уже не первый год идут разговоры, что зданию необходим ремонт…

- Стены, конечно, не трещат, но проблем немало. Например, раз в 3-4 года приходится менять ковролин. Или взять площадь, которая прилегает к театру: плитка часто отваливается, потому что её строители посадили на кирпич, а не на бетон, и мы её заново клеим. Розы растут на грунте толщиной всего 60 см, зимой вымерзают, и мы их высаживаем каждый год. Есть проблемы с мрамором, которым облицован театр: из-за ветровых нагрузок многие плиты необходимо менять. Конечно, проблемы в здании есть: его достраивали в спешке, многое недоделали. Тем не менее театр стоит уже 15 лет…

«Запоёт школа – запоёт страна»

- Ростов всегда считался театральным городом. Но сейчас ситуация сложная: долгое время театр Горького без главного режиссёра. Не могли найти его и в Молодёжном…

- Театр - это живой организм, очень ранимый и уязвимый. К сожалению, ушёл Николай Евгеньевич Сорокин. И новый художественный руководитель театру Горького необходим как можно скорее. Часто сам коллектив не принимает режиссёра, поэтому нужно искать, пробовать, делать постановки. Как председатель Союза театральных деятелей я эту точку зрения высказывал не единожды всем, от кого зависит судьба театра. Затяжные безвременья на пользу театру не идут. Но, тем не менее, он держится, выпускает спектакли. 

Ушёл из Молодёжного театра и, увы, из жизни Володя Чигишев. Но пришёл Михаил Заец. И хочу сказать, это достойный дебют. На областном театральном фестивале «Мельпомена» Михаил Васильевич победил в номинации «Лучший режиссёр» за спектакль «Господин Ибрагим».

Большие проблемы у Тетра кукол: опять их хотят выселить. И я не раз говорил: дайте им здание со всем необходимым или постройте новое. Но разве можно просто так выгнать на улицу целый коллектив? Тем более,что это детский театр. Вообще по нормативам в области должно быть 14 театров, а их только 8.

Новые театры нужны, но не все муниципалитеты смогут себе позволить их содержать. Есть целые страны, где нет, к примеру, театра оперы и балета, потому что это весьма дорогое удовольствие. Мы нечасто поднимаем цены на билеты, но они будут дорожать, потому что дорожает сама жизнь, идёт инфляция. Во всяком случае театр никогда не покроет своих расходов за счёт билетов.

А Ростов был и остаётся театральным городом. Я помню, как 15 лет назад говорили: «Да кому он нужен, ваш Музыкальный театр? Сначала народ придёт посмотреть на красивые люстры, а потом залы опустеют». Ничего подобного. У нас другая проблема – куда посадить людей. Часто в кассах все билеты распроданы задолго до спектакля. В Ростове много интеллигенции, в том числе студенческой, которая любит театр.

- Выходит, зря ругают молодёжь?

- Мы недавно провели анкетирование: один из 10 ростовчан приходит в театр 2-3 раза в год, ещё двое - один раз, остальные не ходят вообще. Прежде всего это дети 90-х, которые многого недополучили. Но они уже взрослые люди, которых невозможно насильно научить. Учиться-то никогда не поздно, но должна быть внутренняя потребность.

Воспитывать культуру должны семья, школа. А наши бесконечные реформы образования – это полное безобразие. Многие великие имена, которыми гордится русская культура, вычеркнуты из учебников литературы. А где уроки пения, хоровые коллективы, марш-парады духовых оркестров и драматические кружки, которые были в каждой школе? Очень зря выбросили из системы образования и то, что когда-то называлось идеологией. Сейчас много говорят о патриотизме и что надо возвращаться к тому, что было создано до нас. И культура, как непреходящая ценность, должна быть во главе угла. Не зря когда-то говорил композитор Дмитрий Кабалевский: «Запоёт школа – запоёт страна».

Досье

Вячеслав Кущёв – заслуженный деятель искусств России, профессиональный музыкант, выпускник Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова  (1970), кандидат философских наук (1990). В 1999 году возглавил Ростовский государственный Музыкальный театр. Художественный руководитель ряда постановок произведений мирового классического репертуара.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество