aif.ru counter
115

Приговор к ямам и пробкам? Новочеркасск может остаться без денег на ремонт

«Аргументы и факты» продолжают рассказывать о необычном судебном процессе в Новочеркасске, где фигурирует воронежская фирма, разработавшая комплексную схему дорожного движения города.

Документ был принят администрацией и утверждён постановлением мэра, но вскоре неожиданно было возбуждено уголовное дело. В итоге схема может быть признана недействительной, тогда другие города получат федеральные деньги на развитие дорожной сети, а Новочеркасск рискует остаться за бортом.

На десятилетия вперёд

Дорожная сеть Новочеркасска, как и любого старинного города, далека от совершенства. Узкие улицы не справляются с растущим количеством автомобилей, горожанам, которые каждый день ездят на работу в Ростов, регулярно приходится стоять в пробках. У проблемы есть решение: нужно строить новые дороги, гармонично развивать разные виды общественного транспорта, эффективно регулировать движение. Разумеется, не как попало, а по плану, составленному на десятилетия вперёд.

Это прекрасно понимают в федеральном и региональном руководстве и учитывают, распределяя деньги между городами страны и области. Ведь сколько миллиардов не дай, они исчезнут без следа, если неизвестно, где именно нужно прокладывать шоссе, возводить мост, строить надземный или подземный переход.

По указу президента, каждый населённый пункт, где живёт больше 10 тыс. человек, обязан обзавестись комплексной схемой организации дорожного движения. Спросите у специалистов – это сложная научно-исследовательская работа, которая по силам немногим организациям. 

Победителем аукциона в Новочеркасске стала воронежская компания «ДорМостПроект», за плечами которой уже не одна готовая КСОДД: проектировщики составили схемы для Ялты, Владивостока, Костромы, нескольких населённых пунктов Московской области – документы проходили защиту в подмосковном минтрансе. Фирма на рынке уже десять лет, и одновременно выполняет десятки самых разнообразных заказов по всей России – от Забайкалья до Крыма, от республик Северного Кавказа до Ямало-Ненецкого автономного округа.

Аукцион прошёл весной 2017 г., к ноябрю работы были завершены и приняты комиссией без замечаний. В декабре комплексная схема была утверждена мэрским постановлением и с тех пор успешно применяется. Конечно, о масштабных преобразованиях говорить рано, но в Новочеркасске уже есть новые светофоры, установленные там, где они нужны по КСОДД, документ вошёл составной частью в комплексную схему ростовской агломерации.

Универсальный эксперт

Зато в январе 2019 г. этот не самый крупный контракт – бюджет потратил 1,4 млн руб. – оказался предметом уголовного разбирательства. Следствие посчитало работу «непригодной к использованию» и «не имеющей практической ценности», а гендиректор «ДорМостПроекта» Антон Дьячков стал обвиняемым в мошенничестве в особо крупном размере.

В чём же дело? Речь не идёт ни о финансовых нарушениях, ни о претензиях к самой фирме. Это не однодневка, не имеющая ничего, кроме счёта в банке: у компании большой офис в Воронеже и около 60 специалистов, которые продолжают выполнять заказы по всей стране. Обвинения связаны исключительно с недостатками конкретной схемы, разобраться в которых, как можно предполагать, способен только высококлассный специалист, связанный с транспортным проектированием.

Обвинение целиком основано на экспертизе. Вот только для неё почему-то привлекли не проектный институт и не организацию с опытом подобной работы, а Торгово-промышленную палату Ростовской области – по сути, общественное объединение, представляющее бизнес-сообщество региона.

Странно, конечно, но, возможно, в такой уважаемой организации тоже есть эксперты в этой специфической сфере? в роли специалиста выступает Вячеслав Пикалов, у которого есть высшее образование и обширный пакет документов, подтверждающих право проводить судебную экспертизу объектов строительства. Но, как подтвердил сам эксперт на одном из последних судебных заседаний, нет ни образования в сфере автотранспортного планирования, ни опыта экспертизы КСОДД. Как нет в распоряжении ТПП и программного обеспечения, которое требуется для проверки комплексных схем. Сам Вячеслав Пикалов считает, что всё это ему не нужно.

 – Моё образование позволяет проводить экспертизу проектной документации, – сообщил он суду. – Объектом исследования является проектная документация. Я лично не разрабатывал никакие программные продукты и проектные решения. Моя задача сводилась к тому, чтобы определить, соответствует ли результат фактических работ техническому заданию.

Разве можно оценить фактический результат, не совсем разбираясь в теме? Но, судя по всему, уважаемый специалист считает, что способен провести экспертизу любого проекта – хоть деревенского сарая, хоть атомной станции или стартовой площадки космического корабля. По документам же эксперт – специалист в области экспертизы проектной строительной документации, а что каждый объект специфичен, это второстепенно.  

Возможно, господин Пикалов хорош как судебный эксперт. Искренне хочется верить, что все предыдущие экспертизы он выполнял честно и добросовестно и они никому не сломали судьбу, не дали безнаказанно украсть или впустую растратить государственные деньги. Но в этом конкретном случае от уровня его компетентности зависит не только судьба человека, которому светит до десяти лет лишения свободы, но и судьба города с почти двухсоттысячным населением, а, возможно, и всей двухмиллионной ростовской агломерации, куда входит Новочеркасск.

Полвека, как один день

Разобрался ли в теме эксперт? Так, он критикует разработчиков за то, что они измеряли транспортный поток по будням в часы пик, а не круглосуточно два раза в месяц, как положено по нормативу 1969 года.

Любопытно было бы установить, сколько частных автомобилей было тогда в Новочеркасске? Разумеется, с тех пор загрузка улиц выросла в разы, изменился ритм жизни и, конечно, вышли новые нормативы, на которые и ориентировались разработчики схемы. Но Вячеслав Пикалов убеждён, что транспортные потоки надо исследовать так же, как полвека назад.

Ещё одна претензия: фирма не выполнила диагностику состояния дорог. Конечно, это важно. Но комплексная схема – документ стратегический, а состояние проезжей части меняется после каждого ремонта. Какой смысл заполнять документ, составленный на годы вперёд, сведениями о конкретных ямах, которые исчезнут уже ближайшим летом?

Между тем диагностика бывает разной, в нормативах прописано сразу несколько её типов. На вопрос обвиняемого о том, какую именно диагностику нужно было проводить, эксперт ответить не смог. 

Ещё одно обстоятельство, которое с точки зрения эксперта, делает схему никуда не годной: в окончательном документе не указано, что точки замеров согласованы с заказчиком. Есть переписка разработчиков с мэрией, и Вячеслав Пикалов на суде подтвердил, что знаком с ней. Но, видимо, по его мнению, это ничего не значит, и руководитель фирмы однозначно мошенник.

Что на весах?

Так какой же именно документ подготовлен некачественно и не пригоден к применению? Комплексная схема, составленная «ДорМостПроектом», или экспертиза? На этот вопрос предстоит ответить суду.

От этого решения зависит многое. Так, Новочеркасск, как и другие города, участвует в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги». Чтобы получить средства, муниципалитет должен представить обязательный пакет документов, среди которых – и комплексная схема. Сколько будут ждать ремонта городские дороги, если уже готовую КСОДД признают недействительной? Сколько автомобилистов попадут в ДТП? Сколько горожан опоздают из-за пробок на работу? Остаётся надеяться лишь на справедливое разбирательство.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах