Ещё с советских времён возле центрального рынка Таганрога располагается пригородная автостанция. Долгое время на её территории действовал зал ожидания, в котором уезжающие, сидя на лавочках под навесом, могли с комфортом скоротать время до прибытия автобуса.
Но в 2016 году ситуация кардинально изменилась – помещение зала ожидания на углу пер. Гоголевского и ул. Чехова сдали в аренду торговцам дверьми и мебелью, а горожан определили на улицу. Прошло уже четыре зимы, а альтернативу местные власти жителям так и не предложили.
Корреспондент «АиФ-Ростов» поговорил с Николаем Яковлевичем Щербаченко, который уже пять лет пытается вернуть зал ожидания для жителей Неклиновского района.
Туристическая мекка
В 2021 году захиревшему в последние годы Таганрогу, наконец, начало везти и по-крупному – федеральные и региональные власти объединились в стремлении превратить его в место притяжения туристов. И первые шаги для этого уже были сделаны. В мае правительство Ростовской области заключило концессионное соглашение на модернизацию трамвайной инфраструктуры в петровском городе. Компания «Синара» построит 45 км путей и поставит на рельсы 60 новых трамваев. На эти цели подрядчик потратит 10 млрд рублей и ещё 455 млн добавят из областного бюджета. По словам губернатора Василия Голубева, модернизация трамвайной системы в Таганроге поднимет и другие позиции, определяющие качество жизни в городе. Но и это ещё не всё.
До 2023 года на родине Чехова благоустроят общественные территории, проведут реставрацию объектов культурного наследия, отремонтируют дороги и т. д. До 2030 года на комплексное развитие Таганрога потратят 66 млрд рублей. Город, построенный на пять лет раньше, чем Санкт-Петербург, вполне этого заслуживает. Того же мнения придерживается и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая взяла Таганрог под свою опеку. Она пообещала помочь с превращением города в туристическую мекку.
Но потрясающие своим размахом инициативы гаснут на глазах на фоне того, что на пригородной автостанции Таганрога люди дожидаются автобусов на улице. Уезжающим банально не хватает лавочек, не говоря уже о том, что зимой там замерзают дети и пенсионеры.
В конце августа глава минэкономразвития региона Макс Папушенко рассказал, что в городе построят новый отель, потому что в него всё чаще стали приезжать туристы. Только в июне Таганрог принял более 100 тыс. человек. Ростовская область славится своим гостеприимством, по правилам которого важно не только радушно встретить, но и проводить по уму. Из-за отсутствия зала ожидания на автостанции с последним город справляется неважно.
Сдаётся в аренду
81-летний Николай Яковлевич Щербаченко живёт в хуторе Петропавловском и ему часто приходится ездить на Центральный рынок Таганрога за продуктами. Вот уже пять лет он пытается вернуть людей «в тепло». Для этого он собирал подписи, ходил в местную администрацию, писал письма в прокуратуру, генпрокуратуру и полпреду в ЮФО. И каждый раз его обращения отправляли в министерство транспорта, которое не имеет полномочий решить эту проблему.
«Мне всё время отвечают, что автостанция принадлежит «Донавтовокзалу» и он вправе распоряжаться ею, как хочет. Но ведь ранее она была собственностью государства. Гордума Таганрога передала автостанцию частнику, чтобы он обустроил её и поддерживал в надлежащем состоянии. А «Донавтовокзал» застроил зал ожидания торговыми павильонами, и теперь хозяева нашего города ничего не могут с этим сделать. Мне только и отвечают, что денег на новое строительство нет. И если уезжающим не комфортно, то диспетчеры автовокзала вообще работают в странных условиях. Они сидят на улице под открытым небом на одной табуретке, а на другой у них лежит журнал. Какие-то полевые условия, получается. И всё это из-за того, что земля не используется по назначению», – рассказывает Николай Яковлевич.
Интересно, что помещение зала ожидания ещё год стояло пустое после того, как людей выгнали на улицу. На нём висело объявление: «Сдаётся в аренду. Цена приемлемая». Естественно, это вызвало возмущение у горожан.
В 2019 году «АиФ на Дону» уже писал об этой ситуации в материале «Базар-вокзал». И с того момента на автостанции ничего не изменилось за исключением того, что территорию обставили ещё несколькими торговыми павильонами. Это также могло повлиять на отправление автобусов. На застроенной территории мало места для общественного транспорта. Из-за этого водители вынуждены разворачиваться в промышленной зоне рядом с трансформаторной подстанцией.
Руководитель интернет-издания «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев рассказывал, что в теории передача автовокзалов собственникам, не имеющим отношения к перевозкам, но желающим использовать потенциал автовокзала как места гарантированного присутствия пассажиров в коммерческих целях, выглядит нормально. Но на практике это почти всегда приводит к ухудшению условий для пассажиров.
«Непосредственно зал ожидания прибыли владельцу не приносит, а торговых точек (источников прибыли) становится больше и больше. Отсюда же скандалы на предмет бесплатного посещения туалетных комнат. Это явление распространено не только в Ростовской области, но и по стране в целом. На мой взгляд, содержать сеть автостанций в областных городах должен сам регион (либо надо гораздо более ответственно подходить к поиску собственников, которые не превратят автовокзал в подобие базара из отстающих стран). В конце концов, цивильно и грамотно организованные для пассажиров места ожидания рейсов тоже могут приносить прибыль – проверено аэровокзалами», – поделился он своим мнением.
Залу ожидания быть?
Но спустя пять лет, лёд, наконец-то, тронулся и на автостанции Таганрога вновь может появиться зал ожидания. Дело в том, что Николай Яковлевич написал письмо на «прямую линию» с Владимиром Путиным и 7 сентября получил ответ от министра транспорта донского региона Владимира Окунева.
«В соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина ваше обращение в ходе пресс-конференции было отправлено в минтранс Ростовской области. Так как решением гордумы Таганрога земельный участок предназначен для размещения автовокзала, министром транспорта направлено письмо о рассмотрении возможности обустройства зала ожидания повышенной комфортности на автостанции в городе Таганроге», – оповестили пенсионера.
Таким образом, активный пенсионер, наконец-то, может добиться благоустройства территории. Николай Яковлевич признаётся, что в последние годы для него эта проблема стала принципиальной, хотя изначально он просто хотел вернуть горожан «в тепло».
«Мне уже 81 год, и я желаю жителям Неклиновского района перед смертью подарок сделать – отвоевать для них зал ожидания. Часто прихожу на автостанцию и вижу, как зимой люди съёживаются, кто-то пакетиком голову прикрывает. И всё это происходило под стенкой, на которой висела табличка «Цена приемлемая», – рассказывает он.
Примечательно, что пенсионер большую часть жизни прожил в Якутии. Николай Яковлевич до 70 лет работал водителем на большегрузных машинах. В Неклиновский район он переехал в 2009 году, чтобы провести старость на юге. Неудивительно, что именно Николай Яковлевич больше всех переживает за отсутствие зала ожидания. Ноги отморозить можно было и в Якутии.
Кстати
В 2020 году пассажирооборот в Ростовской области по сравнению с 2019 годом снизился на 30%. В регионе функционирует 1394 регулярных автобусных маршрута. При этом более 85% пассажиров перемещаются внутри городов. На долю пригородного сообщения приходится около 13% пассажиропотока.
Этот дисбаланс требует применения различных инструментов регулирования перевозок пассажиров для города и сельской местности. Если в городах важным направлением является комплексная реализация мероприятий в соответствии с документами транспортного планирования, то для сельских территорий первостепенным является обеспечение доступности транспортных услуг и безубыточности пассажирских перевозок.
Одной из основных задач министерства транспорта является повышение качества предоставляемых транспортных услуг для населения, в том числе для маломобильных групп.
Справка
Концессионное соглашение – вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.