Примерное время чтения: 6 минут
506

Уйдут неадекваты? Что с сентября изменится для пассажиров такси в Ростове

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. "АиФ на Дону" 29/08/2023
Владельцам такси на Дону придётся перекрашивать свои авто в белый или жёлтый цвет.
Владельцам такси на Дону придётся перекрашивать свои авто в белый или жёлтый цвет. / @ wirestock / freepik.com

В России с первого сентября начинает действовать новый федеральный закон о такси. При этом уже несколько месяцев ростовчане жалуются на то, что расценки на проезд повысились. Вкупе с участившимися жалобами на плохую работу городского транспорта это может стать проблемой для передвижения ростовчан.

Что изменится для донских пассажиров, выяснял rostov.aif.ru.

Работа «по-белому»?

Многим из нас таксисты рассказывали, что основная работа у них другая, считающаяся в обществе более престижной, а в такси они только подрабатывают. Так вот, логика всех последних изменений в законодательстве предполагает, что работа таксиста должна стать не подработкой по вечерам или ночам, а настоящей профессией.

Вступающий в силу с сентября федеральный закон № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ» предполагает создание федеральной системы ФГИС «Такси». Авторы закона говорят, что это повысит качество оказываемых услуг. В частности, будут созданы три реестра: в первый попадут все машины, работающие как такси, во второй – транспортные компании, а в третий – агрегаторы такси (компании, владеющие мобильными приложениями, через которые сейчас пассажиры заказывают услугу).

Предполагается, что внесение машин в реестр позволит оставить на рынке только те из них, которые соответствуют критериям, а сами водители будут иметь все разрешения. Таксистов ждёт медицинский осмотр, а машины – технический. На бортах автомобилей появится QR-код ФГИС ­«Такси», он позволит пассажиру проверить легальность авто. Аналогичные маркировки ещё в 2019 году ввели для табачной продукции.

По данным Росстата, система охватит более 20 млн граждан и 453 тысячи легковых такси.

Параллельно изменения внесли и в законодательство Ростовской области. Право на осуществление деятельности службы заказа такси в регионе будет предоставляться сроком на пять лет. Кроме того, машины такси в донском регионе теперь должны быть либо белые, либо жёлтые – исключений не предусмотрено.

Уйдут неадекваты

Мнения самих таксистов о нововведениях разделились.

«Кто нормально работает, у того проблем не будет. Справка о несудимости (необходимость её получать внедрили раньше, с 1 марта 2023 года – прим. ред.), считаю, нужна, чтобы не ездили неадекватные водители, – рассказал «АиФ на Дону» таксист Вадим Н., работающий в перевозках более 14 лет. – Я всегда говорю, что везу жизни. Деньги нужны, но не до такой степени, чтобы гнать и везти человека, нарушая ПДД. Водитель должен быть адекватным, с хорошим здоровьем, не употребляющий алкоголь».

Ростовский таксист Алексей Л., напротив, негативно относится к изменениям.

«Ещё не знаю, продолжу ли работу, – говорит он. – Мне придётся перекрашивать мою машину, поскольку она тёмного цвета, теперь нужно выбрать в белый или жёлтый. Кроме того, машину нужно будет переоформить на таксопарк, заключить договор аренды, ну или купить новый автомобиль и, наконец-то, получить лицензию и путевой лист. Все эти расходы будет нести пассажир, они будут заложены в цену проезда».

А вот депутат Ростовской-на-Дону городской думы Магомед Дарсигов считает, что такси в Ростове и вовсе переизбыток.

«Сейчас в Ростове зарегистрировано около 12 тысяч легковых такси. Они имеют право двигаться по выделенным полосам, а контроль за этим видом транспорта значительно меньше, чем за автобусными перевозчиками. В итоге водители уходят из АТП на работу в такси», – отмечает депутат. Решение он видит в том, чтобы сократить количество машин такси в городе в 10 раз. По мнению Магомеда Дарсигова, это решит проблему дефицита водителей автобусов.

Кстати
В московском районе Ясенево недавно запустили беспилотное такси – им управляет искусственный интеллект. «Роботакси работают в тестовом режиме в районе Ясенево каждый день с семи утра до часу ночи. Заказать поездку можно в приложении», – рассказали разработчики. Однако пассажир будет не один на один с роботом. Чтобы не нарушать закон, в машине всё-таки будет находиться водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки. Возможность заказать такое такси раньше всех появится у пользователей, которые подавали заявку. Чуть позже услуга будет доступна и для других жителей района. Когда инновация дойдёт до Ростовской области, не сообщается.

Дороже, но безопаснее?

Однако уже сейчас ростовчане начали массово жаловаться на повышение стоимости такси. К примеру, доехать в Ростове от улицы Пушкинской до ТРЦ «Горизонт» в поздний вечер, когда автобусы уже не ходят, года полтора назад стоило 120-150 рублей, а теперь цена доходит до 350 рублей. Приложение популярного агрегатора коварно пишет: высокий спрос! Всё это особенно печально на фоне постоянных обращений жителей о том, что транспорта в донской столице не хватает, а также проблем с его вечерней работой.

Больше платить за поездки на такси приходится и жителям области, где автобусы ходят не так часто: в Таганроге маршрут от Бессергеневки до Петровской в прошлом году обходился в 180-200 рублей, а теперь – 350-380 рублей.

Мнение эксперта
Редактор портала «Южный автомобиль» Максим Черкашин: – Считаю, что новый закон о такси несёт в себе как плюсы, так и минусы. Среди плюсов отмечу, что в такси не смогут работать люди с непогашенной и неснятой судимостью, если было более трёх неоплаченных штрафов. Также нельзя водить такси тем, кто лишён прав или не прошёл аттестацию. Службы заказа такси будут нести совместную ответственность за возмещение ущерба при ДТП, если оно выходит за рамки страховки. Обязательным для такси стало и оформление полиса ОСАГО – раньше в случае ДТП никто не возмещал ущерб, в том числе и пассажиру. Оплатить страховку нескольких машин было накладно, и мало кто это делал, таксопарки так экономили. Зато водители, у которых есть статус ИП или самозанятого, смогут самостоятельно попадать в реестр перевозчиков без посредников. Но, конечно, повышение безопасности и большая прозрачность скажется и на стоимости поездок. Пока неизвестно, насколько она изменится. Из-за нового закона не все водители смогут работать в этой отрасли, соответственно, не будет хватать машин, что тоже станет причиной роста стоимости заказа. Неизвестно, как решат эту проблему, некоторые водители могут остаться без работы.

Неужели всему виной подготовка к действию новых законов? Оказалось, что есть и другие причины.

«Бензин теперь стоит 60 с лишним рублей, и тарифы, естественно, увеличились, – говорит Вадим. – Недавно менял сцепление в машине. За него заплатил 7900 рублей, хотя год назад было 4500 рублей. Плюс 5000 за работу. Всё это идёт в тарифы».

Агрегатор «Ситимобил» также связывает рост цен с увеличением затрат на обслуживание машин и ростом расходов перевозчиков. В компании прогнозируют, что с сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%.

То, что стоимость проезда в такси стала выше, подтверждают и в Ростовстате. По их данным, в расчёте на один километр пути поездка стоила в июле 2023 года 30,22 рубля, что на 18,5% больше показателей аналогичного периода 2022 года (24,63 рубля). При этом по сравнению с 2022 годом стоимость поездки такси росла в 2023 году каждый месяц, с января по июль. В этой тенденции Ростовская область особо не выделяется по стране – рост цен на такие услуги происходит и в других регионах России.

Впрочем, представители законодательной и исполнительной власти заверяют – с новыми изменениями поездки в такси станут безопасными.

Мнение власти
Начальник управления транспорта министерства транспорта Ростовской области Николай Хрумалов: – У каждого перевозчика теперь будет договор со службой заказа. Потребители смогут точно узнать, что приедет официально зарегистрированный перевозчик, что водитель прошёл медика и механика, есть договоры страхования. Мы сейчас активно работаем с таксомоторными парками и агрегаторами такси. Кроме того, по поручению губернатора на сайте министерства транспорта Ростовской области будут размещены реестры, в которых можно увидеть, находится ли вызванное такси в нём. В самом такси должны быть координаты перевозчика, службы заказа, а также стоимость проезда. Новое законодательство наведёт порядок в этой сфере, будет больше структурированности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах