В России с первого сентября начинает действовать новый федеральный закон о такси. При этом уже несколько месяцев ростовчане жалуются на то, что расценки на проезд повысились. Вкупе с участившимися жалобами на плохую работу городского транспорта это может стать проблемой для передвижения ростовчан.
Что изменится для донских пассажиров, выяснял rostov.aif.ru.
Работа «по-белому»?
Многим из нас таксисты рассказывали, что основная работа у них другая, считающаяся в обществе более престижной, а в такси они только подрабатывают. Так вот, логика всех последних изменений в законодательстве предполагает, что работа таксиста должна стать не подработкой по вечерам или ночам, а настоящей профессией.
Вступающий в силу с сентября федеральный закон № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ» предполагает создание федеральной системы ФГИС «Такси». Авторы закона говорят, что это повысит качество оказываемых услуг. В частности, будут созданы три реестра: в первый попадут все машины, работающие как такси, во второй – транспортные компании, а в третий – агрегаторы такси (компании, владеющие мобильными приложениями, через которые сейчас пассажиры заказывают услугу).
Предполагается, что внесение машин в реестр позволит оставить на рынке только те из них, которые соответствуют критериям, а сами водители будут иметь все разрешения. Таксистов ждёт медицинский осмотр, а машины – технический. На бортах автомобилей появится QR-код ФГИС «Такси», он позволит пассажиру проверить легальность авто. Аналогичные маркировки ещё в 2019 году ввели для табачной продукции.
По данным Росстата, система охватит более 20 млн граждан и 453 тысячи легковых такси.
Параллельно изменения внесли и в законодательство Ростовской области. Право на осуществление деятельности службы заказа такси в регионе будет предоставляться сроком на пять лет. Кроме того, машины такси в донском регионе теперь должны быть либо белые, либо жёлтые – исключений не предусмотрено.
Уйдут неадекваты
Мнения самих таксистов о нововведениях разделились.
«Кто нормально работает, у того проблем не будет. Справка о несудимости (необходимость её получать внедрили раньше, с 1 марта 2023 года – прим. ред.), считаю, нужна, чтобы не ездили неадекватные водители, – рассказал «АиФ на Дону» таксист Вадим Н., работающий в перевозках более 14 лет. – Я всегда говорю, что везу жизни. Деньги нужны, но не до такой степени, чтобы гнать и везти человека, нарушая ПДД. Водитель должен быть адекватным, с хорошим здоровьем, не употребляющий алкоголь».
Ростовский таксист Алексей Л., напротив, негативно относится к изменениям.
«Ещё не знаю, продолжу ли работу, – говорит он. – Мне придётся перекрашивать мою машину, поскольку она тёмного цвета, теперь нужно выбрать в белый или жёлтый. Кроме того, машину нужно будет переоформить на таксопарк, заключить договор аренды, ну или купить новый автомобиль и, наконец-то, получить лицензию и путевой лист. Все эти расходы будет нести пассажир, они будут заложены в цену проезда».
А вот депутат Ростовской-на-Дону городской думы Магомед Дарсигов считает, что такси в Ростове и вовсе переизбыток.
«Сейчас в Ростове зарегистрировано около 12 тысяч легковых такси. Они имеют право двигаться по выделенным полосам, а контроль за этим видом транспорта значительно меньше, чем за автобусными перевозчиками. В итоге водители уходят из АТП на работу в такси», – отмечает депутат. Решение он видит в том, чтобы сократить количество машин такси в городе в 10 раз. По мнению Магомеда Дарсигова, это решит проблему дефицита водителей автобусов.
Дороже, но безопаснее?
Однако уже сейчас ростовчане начали массово жаловаться на повышение стоимости такси. К примеру, доехать в Ростове от улицы Пушкинской до ТРЦ «Горизонт» в поздний вечер, когда автобусы уже не ходят, года полтора назад стоило 120-150 рублей, а теперь цена доходит до 350 рублей. Приложение популярного агрегатора коварно пишет: высокий спрос! Всё это особенно печально на фоне постоянных обращений жителей о том, что транспорта в донской столице не хватает, а также проблем с его вечерней работой.
Больше платить за поездки на такси приходится и жителям области, где автобусы ходят не так часто: в Таганроге маршрут от Бессергеневки до Петровской в прошлом году обходился в 180-200 рублей, а теперь – 350-380 рублей.
Неужели всему виной подготовка к действию новых законов? Оказалось, что есть и другие причины.
«Бензин теперь стоит 60 с лишним рублей, и тарифы, естественно, увеличились, – говорит Вадим. – Недавно менял сцепление в машине. За него заплатил 7900 рублей, хотя год назад было 4500 рублей. Плюс 5000 за работу. Всё это идёт в тарифы».
Агрегатор «Ситимобил» также связывает рост цен с увеличением затрат на обслуживание машин и ростом расходов перевозчиков. В компании прогнозируют, что с сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%.
То, что стоимость проезда в такси стала выше, подтверждают и в Ростовстате. По их данным, в расчёте на один километр пути поездка стоила в июле 2023 года 30,22 рубля, что на 18,5% больше показателей аналогичного периода 2022 года (24,63 рубля). При этом по сравнению с 2022 годом стоимость поездки такси росла в 2023 году каждый месяц, с января по июль. В этой тенденции Ростовская область особо не выделяется по стране – рост цен на такие услуги происходит и в других регионах России.
Впрочем, представители законодательной и исполнительной власти заверяют – с новыми изменениями поездки в такси станут безопасными.